Не жизненный и не цикл

Вот так изображают жизненный цикл в учебнике биологии:

В биологии все эти изображённые живые организмы как-то проводят внутри себя метаморфозы, поглощают энергию и вещество из окружающей среды, размножаются, замыкая этот цикл. Это и есть жизненный цикл.

В инженерии, организационном строительстве, обучении людей, программной инженерии и в большинстве остальных ситуаций, где мы используем системное мышление, речь не идёт о живых системах, которые сами с собой что-то делают, создавая себя. Цикл не жизненный. Нужны люди, которые находятся в обеспечении этого жизненного цикла, привносят жизнь извне. Смартфон сам себя не выращивает, его изготавливают и собирают множество людей. А ещё он не несёт яиц и не живородит. Это не замкнутый цикл! Получается, что слова «жизненный цикл» пришли из биологии, но в современном системном мышлении означают совсем другое: ведущие к созданию работающей системы практики, которые делают люди с их оборудованием и материалами. «Жизненный цикл компьютерной программы» — это те деятельности, которые должны сделать её разработчики, чтобы на выходе у них получилась работающая программа. Вот типичное изображение жизненного цикла в системном мышлении (так называемая «спиральная модель жизненного цикла»):

На диаграмме показано, что во время разработки программы практики анализа требований, определения спецификаций, проектирования, реализации и тестирования, интеграции и тестирования, а также ввода в действие выполнялись в ходе проекта по созданию системы много раз, приводя к созданию нескольких версий системы.

В системном мышлении принято обсуждать не только целевую систему в её окружении в момент её эксплуатации, но и системы в обеспечении жизненного цикла целевой системы в ходе её проектирования и воплощения.

Системное мышление при рассмотрении всяческого сорта предприятий и организаций заставляет начинать с рассмотрения вопроса: «а какую целевую систему создаёт это предприятие?». И только потом можно принимать решения о том, что делать с этим предприятием. Это уберегает менеджеров от игнорирования инженерного вопроса про то, как устроена целевая система. И наоборот, рассмотрение систем-предприятий в обеспечении жизненного цикла целевой системы уберегает инженеров от игнорирования вопросов организации разработки, организации изготовления, организации эксплуатации системы.

Повторим: в проекте все должны договориться, а системное мышление подскажет, о чём нужно договариваться.

Новости по поводу книги/текста появляются в блоге автора, https://t.me/ailev_blog, предложения и замечания присылать автору по адресу ailev@asmp.msk.su

Источник: книга А.Левенчука «Образование для образованных 2020».