Три кита жизненного мастерства или заметки начинающего

В одной из лекции про жизненное мастерство было отмечено, что жизненное мастерство это способность. И, если жизненное мастерство это способность, то способность отличается одним очень важным качеством. А именно, ее можно развивать. Т.е. способность водить автомобиль можно улучшить, равно как и способности шить или вязать. И если мы возьмем человека, который не умеет водить, то путем определённых шагов мы можем развить, а затем и усилить у него способность водить автомобиль. А из этого следует логичное следствие – жизненное мастерство можно развить если его нет и улучшить если оно есть. Т.е. теперь отговорки, «я не …» теряют основополагающий стержень.

Не умеешь водить – это способность, это можно развить и улучшить. Как Шумахер водить может и не будешь, но на права сдать сможешь. Не умеешь готовить – это способность, это можно развить и улучшить. Как шеф повар в ресторане Мишлен может и не будешь готовить, но с пельмешек и макарон точно уйдешь. Не умеешь достигать целей, заканчивать проекты в срок – это способность и это можно развить и улучшить. Как Стив Джобс Аpple может и не возглавишь, но жить станет точно интересней.

Ну а как достигнуть жизненного мастерства, как это развивать?

Рассмотрим это на примере постройки дома. Чем больше энергии мы сосредоточим на этой задаче, тем быстрее мы сможем ее воплотить в физическом мире. И тут нам нужна способность сосредотачиваться и фокусироваться на определенной задаче, не отвлекаясь (помидорки в помощь и весь арсенал как с Востока, так и с Запада :) ) Далее нам нужна способность создать умственную конструкцию нашего дома, и желательно рассмотреть не отдельно, как сферического коня в вакууме, а во взаимодействии с окружающим его миром, кто в нем будет жить, что им может потребоваться и т.д. и т.п., т.е. начать мыслить системно. Ну и на заключительном этапе, будем копать фундамент и класть кирпич к кирпичику. Т.е. развивать третью способность — прикладное мастерство.

Подводя итог данной лекции, следует отметить, что лекция переводит элемент «ненаучной картины мира» - «куда дуля, туда дым» - в строгую, логически обоснованную «научную теорию» - «где Ваша энергия, там и Вы».

Т.е. хотите добиваться поставленных целей – развивайте жизненное мастерство, потому что это способность.

Как развивать эту способность – развивать трех китов, поддерживающих это Мастерство: мастерство собранности, мыслительное мастерство, прикладное мастерство.

Если у кого-то еще есть непонимание, зачем СМ по жизни, то это лекция и мои скромные комментарии, должны если не ответить, то хоть осмысленно озадачиться темой.

Возможно, что углубленное изучение материала позволит ответить и на тысячелетний вопрос, что первично – бытие или сознание. И, наверное, это проистекает от уровня осознания. Но об этом поразмышляем позднее.

Алла, спасибо большое за вдумчивый пост!
Действительно, вся суть системного подхода в том, что пробуем разложить деятельность на понятные модели / мыслительные шаблоны, уменьшаем количество “магических” объяснений. Можно думать “вот у одних людей получается доводить дела до конца, потому что они дисциплинированные, а я недисциплинированный и у меня ничего не получится”, а можно прописать конкретные требования к себе, например, “приходить на встречу за 5 минут до ее начала в 80-90-100% случаев” и искать, тестировать способы этого достичь.
Практически любому мастерству, если его разложить по моделям и требованиям, можно научиться: человечество уже накопило большой запас знаний на самые разные темы. Можно найти SOTA информацию на темы “как общаться” (ненасильственное общение), как лучше понимать и воспитывать детей и другие, не полагаться лишь на “природную харизму” или опыт личного общения с родителями.
Будем еще об этой теме говорить (правда, в несколько ином ключе) в рамках тренинга №9.