Для чего нужен самоконтроль в ролевом мастерстве

Когда человек играет определенные роли необходимо оценивать действия текущему контексту и, в целом, итоговое качество исполнения роли, то есть:

  • вовремя реагировал на несоответствие роли и текущего контекста;
  • обратил внимание на то, что нужно будет изменить в ролевом мастерстве на будущее.

После вхождения в роль человек реализует ролевую практику, то есть исполняет роль. Но ситуация может меняться и нужно постоянно ее отлеживать, и следить за качеством исполнения роли. Каждый человек бывал в таких ситуациях, что он произносит речь, но при этом за несколько мгновений до окончания предложения ловит себя на мысли, что говорит что-то не к месту. И поэтому спрашивает себя "к чему это я?" или сомневается "по-моему, я сказал что-то не то". Кто-то как бы подсказывает, что контекст изменился или изначально выбранная роль была неправильная. За данную функцию отслеживания отвечает самоконтроль или эта функция ролевой осознанности, которая необходима, чтобы контролировать исполнение человеком разных ролей.  

Выявление проблем в исполнении роли является первым шагом для изменения поведения в будущее поведение. Если не обратить внимание на то, что проблема требует детального разбора, то не будет и дальнейших улучшений. Со школы нам правильно советуют делать работу над ошибками. При этом сама работа над ошибками — это отдельная практика, которая обычно реализуется ролью ученика. Самоконтроль лишь обнаруживает и привлекает внимание к ошибке. Поэтому делаете ли вы работу над ошибками зависит от поставленной привычки входить в роль ученика и учиться в том числе на своих ошибках.

Внутреннюю работу самоконтроля работает следующим образом:

  • в каждый момент времени оценивается действие человека[1];
  • если что-то идет не так, то вниманием дается сигнал о необходимости внесения поправок в ролевое поведение.

Самоконтроль или ролевая осознанность есть у каждого человека, ведь мы все в какой-то степени следим за своими действиями. Ученые предполагают, что центр контроля находится в лобной части мозга. Самоконтроль еще называют волей, а в системном мышлении используется также понятие "поднадзорность". То есть исполнение по роли находится под надзором. Предметом надзора или мониторинга является текущее состояние исполнителя роли. Самоконтроль постоянно получает обратную связь от органов чувств, которые вызывают разные эмоции. 

В психологии говорят о самоконтроле в части преобладания разума над эмоциями. Но мы идем дальше и говорим, что ролевая осознанность включает еще и контроль за качеством исполнения ролей. Именно поэтому важно знать практику, потому что расширенный самоконтроль возможен, если понимаем, что роль играется в соответствии с практикой. То есть плохое исполнение роли можно формально обнаружить исходя из знания практики. Например, можно поймать себя на мысли, что хочется быстро сделать какую-то работу, но при этом срезать углы и быстро как-то прикинуть в уме. Думаю, что каждый сталкивался с такой ситуацией, когда решал математическую задачу и некоторые действия проводил в уме. Нередко в таких случаях мозг подводил. Ролевая осознанность должна обратить внимание на то, что в сложных случаях не надо срезать углы и полагаться на интуицию. Например, при написании поста можно взять и просто начать писать без структуры и предварительного сбора материала. В некоторых случаях это срабатывает, но если вы забуксовали, то самоконтроль обратить внимание на то, что вы не реализуете практику, а соответственно не встали в роль писателя.


[1] Если понимать, что вы действуете по роли, то легче отследить нарушение, потому что есть формальная ролевая практика как шкала для оценки качества действий. 

Источник: черновик онлайн курса «Введение в системное мышление», глава 6 "Ролевое мастерство".