В процессе описания собственного проекта и, соответственно, поиска целевой системы столкнулся с тем на сколько уровней вверх по холархии нужно смотреть для поиска "истинной" целевой системы так как обычно в софтверных проектах "наша система" это далеко не "целевая система", а "система в обеспечении". Ниже будут рассуждения о целесообразности рассмотрения всех уровней холархии вверх для поиска "истинной" целевой системы или value или пользы, как это сформулировал Артур Саяпов в обсуждении проекта.
Мой кейс состоит в следующем.
Компания XXX поставила государству в лице государственного предприятия YYY и осуществляет поддержку системы eDec по сдаче всех видов отчетности со стороны юридических лиц государству.
Государственное предприятие YYY осуществляет непосредственно эксплуатацию системы eDec включая:
- Хостинг системы;
- Настройку правил работы;
- Управлением системой в процессе эксплуатации;
- Управление конфигурацией.
- Взаимодействие со всеми типами пользователей системы по всем вопросам ее использования и эксплуатации.
Компания XXX осуществляет в соответствии с контрактом:
- Разработку новых и изменение существующих модулей в соответствии с требованиями, формулируемыми со стороны YYY;
- Изменение бизнес-процессов в системе в соответствии с требованиями, формулируемыми со стороны YYY;
- Своевременные аптейты системного ПО и фреймворка для системы eDec;
- Иные работы по требованию YYY.
Польза от системы с точки зрения государства:
- Резкое снижение (в разы) расходов на сбор отчетности от юридических лиц.
- Получение информации в виде, готовым для последующей обработки.
- Онлайновый контроль статистики по факту сдачи отчетности.
Как конечный результат государство получает максимально оперативно и с минимальными финансовыми и временными издержками необходимую информацию для:
- Начисления и учета налоговых поступлений;
- Управляющих действий в области социального и медицинского обеспечения граждан;
- Получения статистической отчетности для построения аналитических и прогнозных моделей текущего состояния и планов развития государства;
- Начисления штрафов и недоимок.
Польза от системы для юридических лиц:
- Снижение временных и финансовых издержек при сдаче обязательной отчетности для государства (до 43% в среднем по экономике).
- Контроль арифметически-логической корректности информации в отчетности на этапе ее ввода, что исключает штрафы за неверное заполнение отчета в этом аспекте.
- Возможность осуществления процесса сдачи отчетности по модели 7х24х365.
- Сведение к минимуму коррупционной составляющей по сравнению с традиционной формой сдачи отчетности (“подарки”).
По другому о пользе (пример из эссе Артура Саяпова)
Исходя из данного примера:
Аграрная компания (Клиент) получает урожай (Польза) в процессе выращивания и сбора сельскохозяйственных культур (Сценарий). Развитие технологий анализа почв создаёт возможность индивидуального подбора удобрений (Потенциал). Изготовление удобрений под заказ (Продукт) может повысить урожайность полей на 50% (больше Пользы).
Можно сформулировать "Пользу" так с точки зрения государства:
Государство как совокупность отдельных ведомств (Клиент) принимает управленческие решения (Польза) на основании процесса анализа отчетов о деятельности, полученной от хозяйствующих субъектов (Сценарий). Перевод процесса в электронную форму создает возможность более дешевого и более оперативного сбора информации (Потенциал). Электронная система сдачи отчетности (Продукт) снижает расходы по ее сбору и подготовке к обработке на 50-60% и повышает скорость ее получения в 10-15 раз (Польза).
Можно сформулировать "Пользу" так с точки зрения бизнеса:
Хозяйствующие субъекты (Клиент) сдают обязательную отчетность (Польза) на основании результатов своей деятельности, в установленной государством форме и сроки (Сценарий). Перевод процесса в электронную форму создает возможность более дешевого и с меньшими ошибками способа сдачи информации (Потенциал). Электронная система сдачи отчетности (Продукт) снижает расходы хозяйствующих субъектов по ее подготовке к сдаче и непосредственно сдаче на 43% и дает возможность сдавать ее по схеме 7х24х365 (Польза).
А теперь самое главное об уровнях холархии
Есть ли смысл "докапываться" по уровням холархии о "настоящей пользе"? Мне кажется что проблема в том что если мы любую систему будем рассматривать на всех возможных уровнях холархии, то мы неизбежно будем упитаться в "пользу" ну или целевую систему в рамках интересов всего человечества, так как мы в любом обсуждении можем выйти на уровень вверх до уровня человечества и выше :-).
Кроме того, есть другая проблема - а доступнали вам информация о потенциально интересующих вас уровнях холархии, когда ваш заказчик, например, военное ведомство иди государство?
В случае военнго ведомства вам могут вообще ничего не говорить о над система потому как "военная тайна". В случае государства у вас может быть вообще не быть доступа к важным внешним проектным ролям, уже не говоря о своеобразности механизмов принятия решений.
Если рассматривать эту проблему с точки зрения предпринимателя, а я ее в данном случае расматриваю через эту роль, так как меня интересуют вопросы стратегирования компании, то ниже моя позиция.
Я сознательно ограничиваю рассматриваемые холархии вверх исходя из:
- Понимаемых мною уровней (доступных к изучению, а не догадкам).
- Уровней, на которые я могу влиять или с которыми могу взаимодейтсвовать.
Остальные уровне для меня абстрактно интересны, но практически бесполезны.
Обычно, это не более трех уровней по холархии вверх.