На сколько уровней по холархии вверх нужно искать целевую систему?
В процессе описания собственного проекта и, соответственно, поиска целевой системы столкнулся с тем на сколько уровней вверх по холархии нужно смотреть для поиска «истинной» целевой системы так как обычно в софтверных проектах «наша система» это далеко не «целевая система», а «система в обеспечении». Ниже будут рассуждения о целесообразности рассмотрения всех уровней холархии вверх для поиска «истинной» целевой системы или value или пользы, как это сформулировал Артур Саяпов в обсуждении проекта.
Мой кейс состоит в следующем.
Компания XXX поставила государству в лице государственного предприятия YYY и осуществляет поддержку системы eDec по сдаче всех видов отчетности со стороны юридических лиц государству.
Государственное предприятие YYY осуществляет непосредственно эксплуатацию системы eDec включая:
- Хостинг системы;
- Настройку правил работы;
- Управлением системой в процессе эксплуатации;
- Управление конфигурацией.
- Взаимодействие со всеми типами пользователей системы по всем вопросам ее использования и эксплуатации.
Компания XXX осуществляет в соответствии с контрактом:
- Разработку новых и изменение существующих модулей в соответствии с требованиями, формулируемыми со стороны YYY;
- Изменение бизнес-процессов в системе в соответствии с требованиями, формулируемыми со стороны YYY;
- Своевременные аптейты системного ПО и фреймворка для системы eDec;
- Иные работы по требованию YYY.
Польза от системы с точки зрения государства:
- Резкое снижение (в разы) расходов на сбор отчетности от юридических лиц.
- Получение информации в виде, готовым для последующей обработки.
- Онлайновый контроль статистики по факту сдачи отчетности.
Как конечный результат государство получает максимально оперативно и с минимальными финансовыми и временными издержками необходимую информацию для:
- Начисления и учета налоговых поступлений;
- Управляющих действий в области социального и медицинского обеспечения граждан;
- Получения статистической отчетности для построения аналитических и прогнозных моделей текущего состояния и планов развития государства;
- Начисления штрафов и недоимок.
Польза от системы для юридических лиц:
- Снижение временных и финансовых издержек при сдаче обязательной отчетности для государства (до 43% в среднем по экономике).
- Контроль арифметически-логической корректности информации в отчетности на этапе ее ввода, что исключает штрафы за неверное заполнение отчета в этом аспекте.
- Возможность осуществления процесса сдачи отчетности по модели 7×24×365.
- Сведение к минимуму коррупционной составляющей по сравнению с традиционной формой сдачи отчетности («подарки»).
По другому о пользе (пример из эссе Артура Саяпова)
Исходя из данного примера:
Аграрная компания (Клиент) получает урожай (Польза) в процессе выращивания и сбора сельскохозяйственных культур (Сценарий). Развитие технологий анализа почв создаёт возможность индивидуального подбора удобрений (Потенциал). Изготовление удобрений под заказ (Продукт) может повысить урожайность полей на 50% (больше Пользы).
Можно сформулировать «Пользу» так с точки зрения государства:
Государство как совокупность отдельных ведомств (Клиент) принимает управленческие решения (Польза) на основании процесса анализа отчетов о деятельности, полученной от хозяйствующих субъектов (Сценарий). Перевод процесса в электронную форму создает возможность более дешевого и более оперативного сбора информации (Потенциал). Электронная система сдачи отчетности (Продукт) снижает расходы по ее сбору и подготовке к обработке на 50−60% и повышает скорость ее получения в 10−15 раз (Польза).
Можно сформулировать «Пользу» так с точки зрения бизнеса:
Хозяйствующие субъекты (Клиент) сдают обязательную отчетность (Польза) на основании результатов своей деятельности, в установленной государством форме и сроки (Сценарий). Перевод процесса в электронную форму создает возможность более дешевого и с меньшими ошибками способа сдачи информации (Потенциал). Электронная система сдачи отчетности (Продукт) снижает расходы хозяйствующих субъектов по ее подготовке к сдаче и непосредственно сдаче на 43% и дает возможность сдавать ее по схеме 7×24×365 (Польза).
А теперь самое главное об уровнях холархии
Есть ли смысл «докапываться» по уровням холархии о «настоящей пользе»? Мне кажется что проблема в том что если мы любую систему будем рассматривать на всех возможных уровнях холархии, то мы неизбежно будем упитаться в «пользу» ну или целевую систему в рамках интересов всего человечества, так как мы в любом обсуждении можем выйти на уровень вверх до уровня человечества и выше :-).
Кроме того, есть другая проблема — а доступнали вам информация о потенциально интересующих вас уровнях холархии, когда ваш заказчик, например, военное ведомство иди государство?
В случае военнго ведомства вам могут вообще ничего не говорить о над система потому как «военная тайна». В случае государства у вас может быть вообще не быть доступа к важным внешним проектным ролям, уже не говоря о своеобразности механизмов принятия решений.
Если рассматривать эту проблему с точки зрения предпринимателя, а я ее в данном случае расматриваю через эту роль, так как меня интересуют вопросы стратегирования компании, то ниже моя позиция.
Я сознательно ограничиваю рассматриваемые холархии вверх исходя из:
- Понимаемых мною уровней (доступных к изучению, а не догадкам).
- Уровней, на которые я могу влиять или с которыми могу взаимодейтсвовать.
Остальные уровне для меня абстрактно интересны, но практически бесполезны.
Обычно, это не более трех уровней по холархии вверх.
- Запостил Veaceslav Cunev
- Дата 15.02.2021
- 1 Comment
Тут не нужно даже по системным уровням ходить: государство насилует бизнес, нанося ему вред (например, требует отчётность и далее по этой отчётности уже целенаправленно можно додавливать бизнес, чтоб уж точно не ускользнул). Система электронной сдачи отчётности чуть (на 43%) уменьшает вред бизнесу от государства, и существенно поднимает риск принятия негативных для бизнеса точных/прицельных (на основе отчётности) волюнтаристских действий.
Польза «государства» -- читать главу учебника «Системное мышление 2020» про то, чья там внутри государства польза? Всегда найдётся исполнитель роли «государство», который скажет, что всё это «крайне полезно для народа», и всегда найдётся другой исполнитель той же роли, который скажет, что всё это «крайне вредно для народа», и ещё куча исполнителей этих ролей, которые скажут что-то в промежутке.
То есть этот проект (прямо по учебнику, как все госпроекты) заведомо при рассмотрении от него пользы будет неуспешным. Можно только обсуждать степень уменьшения вреда бизнесу -- бизнес в этом плане сильно больше «народ», которому должна принести эта система хоть какую-то пользу (а не вред, не дополнительную работу и головную боль), чем любые представители «государства». То есть вот эти 43% уменьшения затрат -- это единственное обоснование существования системы. Но дальше мы должны брать опыт развития систем отчётности: уровень трудозатрат по отчётности у бизнесов явно не уменьшается почему-то при компьютеризации. И если чиновники считают, что бизнесу электронная отчётность стала полегче, то они добавят ещё пару-тройку отчётов, чтобы затраты на отчётность в целом не изменились. Хотя стоимость логистики (отправки отчёта в электронном виде) будет по-прежнему низкой, общие затраты бизнеса на отчётность не изменятся при этом. Так что тут при подсчётах ещё и важно понимать, как подсчитывать общий нанесённый бизнесам вред, и как это будет выглядеть в долгосрочном плане.
То есть впрямую выходим на вопросы этики, если в проекте фигурирует государство, даже без рассмотрения многих системных уровней.