Воплощение системы

В нашей версии системного мышления все системы материальны — мы выполняем идущее из онтологики требование адекватности мышления, не теряем связь с физической реальностью. Мы не ходим по карте, а ходим по территории, не пьём описания коктейлей, а пьём коктейли. Дальше более хитрые случаи: правда ли, что исходный код программы — это целевая система для программиста? Нет, это неверно. Целевая система для него — это материальный объект «программа» как физически идущий процесс вычисления в компьютере. А исходный код? Это описание программы. Что-то типа чертежей (сейчас — информационные модели в системах автоматизации проектирования), по которым строитель потом строит дом. Поэтому работа программиста не заканчивается исходным кодом, работа инженера не заканчивается проектированием, работа баристы не заканчивается составлением коктейльной карты.

Есть и более сложные ситуации. Что является целевой системой преподавателя? Понятно, что «знания, умения, навыки», выраженные в учебнике — плохой ответ. И сказать, что ученик в целом — это перебор, преподаватель занят лишь крохотной частью ученика. Мы будем считать, что преподаватель изготавливает какую-то часть мозга ученика, которая в нужный момент в реальной жизни (уже вне пределов учебного класса или дистантного курса) проснётся и выполнит те мыслительные операции, которым учил преподаватель. Ученик проявит своё мастерство.

Такой подход не нравится многим людям, изучающим системное мышление: чётко говорится, что ответственность всех разработчиков, конструкторов, проектировщиков, преподавателей не заканчивается в тот момент, когда они сделали свою основную работу, приготовили описание системы, сделали «чертежи» разного рода. Нет, работа и ответственность заканчивается в тот момент, когда изготавливаемая ими и их коллегами по команде система успешно работает в её окружении, в физическом мире. Это очень невыгодно разработчикам, но в этом и мощь системного мышления, что оно заставляет вас брать ответственность за конченый результат в физическом мире.

Системное мышление как санитар леса: то, что проект дохлый, системное мышление обычно демонстрирует практически сразу. Неправильно поддерживать жизнь мёртвого проекта, его нужно милосердно закрыть. Системное мышление даёт ту ясность, при которой много легче отличить совсем уж бесперспективный проект от вполне живого, над которым нужно просто потрудиться.

Новости по поводу книги/текста появляются в блоге автора, https://t.me/ailev_blog, предложения и замечания присылать автору по адресу ailev@asmp.msk.su

Источник: книга А.Левенчука «Образование для образованных 2020».