Ролевое мастерство для достижения состояния потока

Умение достигать состояния потока является целью ролевого мастерства. Это обосновывается тем, что исполняемых человеком ролей много, но общее для всех ролевое мастерство призвано в числе прочего помочь человеку быстрее достигать в этих ролях оптимальных потоковых переживаний. Это касается как новых ролей, так и поддержание подобных переживаний в уже освоенных ролях.

Как мы уже знаем, в своей книге Михай Чиксентмихайи подробно описал оптимальные переживания и дал рекомендации по достижению состояния потока. То есть его книгу можно использовать как учебник по практике достижения потока. В данном разделе кратко опишем содержание данной практики с учетом тех моделей, которые содержатся в нашей книге.

Как мы помним из главы 3, собранность подготавливает человека к действию по роли, но не гарантирует потока напрямую. Человек может не собраться или не взять себя в руки, тогда исполнение роли будет "из рук вон плохо". Поток — это одно из состояний сознания, в котором пребывает человек при исполнении роли с точки зрения его упорядоченности. При исполнении роли человек может находиться в страхе или в состоянии аффекта. Потоковое или оптимальное переживание — это эффект, который получает человек от пребывания в состоянии потока. Что-то происходит на биологическом уровне[1] в его голове, когда человек играет роль в состоянии потока. Это что-то называем оптимальным или потоковым переживанием. Такое оптимальное переживание обогащает жизнь человека, делает ее интересной. Поэтому поток и ролевое мастерство являются важными составляющими бесконечного развития, о котором пойдет речь в главе 12.

Человек исполняет роль по прикладной практике, но с помощью ролевого мастерства он быстрее сможет получить оптимальные переживания. Этому поможет модель постановки привычки[2], которая показывает, как пройти от первой стадии "Надо или любопытно" до четвертой стадии "НЕ могу не делать". На третьей стадии "Хочу" человек начинает получать потоковые переживания, после того как на второй стадии "Могу" освоил прикладную ролевую практику. Например, когда человек хочет научиться плавать он будет осваивать прикладную практику кроля. При этом ролевое мастерство позволит лучше настроиться на прохождение всех четырех стадий постановки привычки, понимая, что результатом инвестированного времени и затраченных усилий могут быть потоковые переживания. Появляется не только структура дальнейших действий (упорядоченное сознание), но и смысл действий, а также понятный план работ. Таким же образом, можно применять ролевое мастерство к освоению рабочих ролей и практик.  

Как ролевое мастерство помогает достижению потока? Сгруппируем необходимые условия, о которых пишет Михайи Чиксентмихайи, для вхождения в поток:

  • Четкое определение цели, Контроль над процессом решения, Осознание гармонии между сложностью задания и собственными возможностями;
  • Умение длительно концентрироваться, Потеря осознанности самого себя, Ощущение более быстрого/медленного течения времени, Отсутствие телесных потребностей, Полная самоотдача процессу;
  • Получение информации о прогрессе, Понимание того, что процесс приносит пользу.

При этом, как утверждает психолог, необязательно выполнять все эти 10 пунктов, чтобы попасть в состояние потока. Часто достаточно просто на длительное время сконцентрироваться на задаче и том факте, что вы способны ее сделать. Все остальные компоненты постепенно возникают сами собой. Поэтому мы объединили эти 10 пунктов в три группы, которые обязаны выполняться для достижения потока. Какие-то условиях из группы могут не выполняться и быть следствием, но должно быть выполнено, как минимум одно условие из группы. 

Первую группу можно определить как соответствие сложности выбранной деятельности текущему уровню жизненного мастерства. Это достигается за счет практик выявления ролей и выбора личных ролей. Четкое определение цели осуществляется посредством практик личного стратегирования, а ролевое мастерство отвечает за то, чтобы планируемая деятельность была посильной, то есть ее сложность должна соответствовать имеющему жизненному мастерству или быть ненамного выше. Вряд ли токарь сможет создать квантовый компьютер. Конечно, в некоторых случаях, мастерство собранности в виде упорства, мотивации и силы воли творит чудеса, и люди достигают высот, о которых никто не мог бы подумать. Однако, необходимо понимать, что сначала придется инвестировать много времени в повышение уровня мыслительного мастерства и, возможно, собранности, а уже потом осваивать прикладное мастерство, которое даст видимый результат. Далеко не все могут пройти этот этап необходимого усиления интеллекта и нового уровня владения собой, и больше уповают на удачу.

Выбор деятельности бесконечно-развивающийся человек делает на стадии стратегирования, когда выбирает будущий проект. Например, человек оценил свои силы и принял решение освоить виндсерфинг или стать продакт-менеджером. Ролевое мастерство оценивает сложность новой роли исходя из текущего мыслительного мастерства (интеллекта) и собранности (владение собой). Можно сказать, что рабочим продуктом практики выбора личных ролей будет резолюция о том, что выбранная деятельность и/или выбранная роль может быть освоена текущем уровнем жизненного мастерства. Обычно при принятии подобных решений человек переоценивает свои возможности, потому что принимает эмоциональное решение быстрым решением. Поэтому необходимо осознанно разобраться в новой деятельности и понять требования новой роли к мыслительному мастерству и собранности. 

Ролевое мастерство помогает выявить ролевую практику, которая формальным образом описывает планируемую к освоению деятельность и/или новую роль. Часто требуется выделить sota-практику, если вы хотите стать востребованным специалистом и иметь конкурентное преимущество. Деятельностный кругозор позволит выявить такую практику, при необходимо проведя необходимые исследования. Далее ролевое мастерство поможет быстрее дойти до 3 или 4 стадии постановки привычки, и не слиться при освоении данной практики.

Вторая группа условий для потока связана преимущественно с мастерством собранности, которая работает в связке с ролевым мастерством. Здесь важно концентрироваться и управлять вниманием в моменте деятельности. Необходимо входить в роль и обязательно вовремя выходить из роли, а также осуществлять самоконтроль при игре по роли. Внимание в моменте должно быть сосредоточено на получение и обработку обратной связи. Это помогает не только корректировать свои действия, но главным образом сосредоточиться на самой деятельности. Собранность также отвечает за готовность тела к освоению новой деятельности, помогает справляться с внутренним дискомфортом (неудовлетворенностями, эмоциями). Отсюда возникает потеря осознанности самого себя или ощущение быстрого или наоборот, медленного течения времени, а также полная самоотдача процессу.

Третья группа условий связана с получением обратной связи, но не в моменте деятельности, а когда деятельность не ведется. По итогам исполнения роли с помощью осознанного самоконтроля собирается достаточная информация для работы над ошибками. Ролевое мастерство обращает внимание на рабочий продукт, который должен создаваться прикладной ролью, а в процессе обучения ролевое мастерство обращает внимание на промежуточные рабочие продукты на каждом этапе обучения. "Разбор полетов" помогает формально оценить прогресс и осознать, что процесс приносит пользу. Также с помощью собранности необходимо выстроить процесс получения внешнего или внутреннего подкрепления, что необходимо чтобы пройти сложную вторую стадию "Могу", когда эффект "любопытства и нового" исчезает.

Более подробно о практиках ролевого мастерства, которые помогают достижению потока и получения оптимальных переживаний, поговорим в следующих разделах. 


[1] Нейрофизиологии говорят выделении нейромедиаторов, но на нашем уровне рассмотрения этот факт не является важным, поэтому мы его подробно не рассматриваем, в том числе чтобы не распылять внимание.

[2] Модель была представлена в главе 2.

Источник: черновик онлайн курса «Введение в системное мышление», глава 6 "Ролевое мастерство".