Интеллектуальная элита 21 века

Эссе на основе книги “образование для образованных”

В каждой из сфер мира 21 века ежеминутно происходят различные изменения. Эти изменения меняют жизнь людей. Делают ее доступней, более насыщенной. После окончания университета я часто задумывался – почему я постоянно ощущаю свою интеллектуальную бедность? Несмотря на частые комплименты по поводу моей эрудиции и общего кругозора, я постоянно ощущал себя “интеллектуальным бомжом” – человеком без определенной мыслительной системы в голове.

К своему стыду, я осознал, что начал превращаться в человека, который постоянно накапливает знания, но не анализирует их, не применяет их в жизни. По причине своей любознательности и природного любопытства у меня развилась интернет-зависимость. Я мог часами проводить в интернете. У меня появилась любопытная форма прокрастинации. Я называю ее “информационное обжорство“. Когда ты постоянно получаешь информацию из различных ресурсов, но не обрабатываешь ее, а лишь потребляешь.

Я считаю, что данный вид прокрастинации является бичом современной “интеллигенции“. Внешне кажется, что ты постоянно самообразовываешься, читаешь какие-то важные исследования, в курсе всех последних событий. В среде обывателей ты считаешься ”интеллектуалом“ и человеком с широким кругозором. Но на самом деле все это – самообман и подпитка собственного эго. В связи с деградацией образования и внедрением ”клипового мышления“ современный молодой человек разучился мыслить и создавать. Вместо этого мое поколение стало одним из первых поколений, которое еще не осознает всех губительных последствий прокрастинации и отсутствия фундаментального образования.

Возвращаясь к теме эссе, я думаю, что сейчас происходит негласное формирование современной интеллектуальной элиты. Элиты, которая владеет несколькими иностранными языками (минимум двумя), имеет здоровое тело, умеет грамотно выражать свои мысли на бумаге, владеет современными психопрактиками и техниками самоконтроля. Элиты, которая мыслит проектно, а не в рамках “миссии жизни”. Мне очень понравилась метафора с камнями по которым современный человек прыгает в тумане. Каждый камень - это еще одна ступенька на пути к Мастерству Жизни. На данный момент, я считаю что имеет смысл планировать максимум на три месяца вперед. Я постепенно отказываюсь от целей, заменяю их ролями.

На мой взгляд, в будущем, будет большой спрос на современных психологов, мастеров по комплексному саморазвитию (репутация которого изрядно подорвана так называемыми “инфоцыганами“). Первой ласточкой учебных материалов для нового типа интеллектуальной элиты стран постсоветского пространства являются курсы ШСМ. Они малоизвестны и не находятся в топах (временно!). Я считаю, что это и есть тот самый жемчуг среди навоза современных курсов “самообразования”. ШСМ курсы дают фундаментальные знания, помогает начать мыслить письмом и дают множество ссылок на полезную литературу и исследования. Книга “образование для образованных” стала моей первой книгой, которую я прочел в 2021 году. И первой книгой за многие годы, которая очень сильно на меня повлияла.

Антон, спасибо за вдумчиво написанный пост!
Очень знакомое состояние “информационной прокрастинации”, у себя подобное тоже замечала. В какой-то момент она превращается в подобие зависимости, когда нужно больше, больше контента, но в голове в какую-то единую структуру она не укладывается. И да, это результат только потребления знаний, когда они не приземляются на деятельность и не возвращаются в мировой “культурный бульон” в виде ваших рабочих продуктов.
Надеюсь, что курс понравится, как и “Образование для образованных”.

Что касается известности – есть такое ощущение, что курсы станут известны на просторах СНГ после того, как приобретут известность в англоязычной сфере (есть проект по переводу)))

Спасибо за Ваш комменатрий, Анна! Очень понравилась ваша метафора с “культурным бульоном" :smiley:

Вообще высказывались уже мысли, что мы вот являемся потребителями “культурного бульона”, потребляем, берем идеи – значит, обязаны и что-то от себя добавлять/возвращать обратно, это двигатель прогресса.
Можно почитать тут:

Интересный пост начинающего студента курсов ВСМ ШСМ.
В начале пути я так же потреблял и воспринимал информацию, как и Вы. Но по итогам данного курса изменился подход к себе, к внутреннему и внешнему миру. Могу сказать одно, что в данном курсе Вы дайте то, что искали. Самое главное не соскакивайте с курса. Дойди до конца, чего бы этого не стоило.
К сожалению, из всей группы в 15 человек до конца дошло 2 студента. Я надеюсь, что кто не дошел до конца курса, попробуют перезапустить себя и подойдет к этому «снаряду» еще раз. Считаю, что если в первый раз не получилось, то надо пробовать еще раз и еще раз.
Удачной учебы. 

Дмитрий, большое Вам спасибо за развернутый комментарий. Согласен, этот курс действительно очень крутая вещь, которая здорово помогает систематизировать весьма поверхностные “знания” такого диванного аналитика как я )). Ощущаю прогресс и прибавление энергии каждый день. Заряжен дойти до конца и внедрить по максимуму техники упоминаемые в курсе.

Дмитрий, если у Вас есть время, не могли бы Вы поделиться своим опытом (возможно в формате поста) о том, какие именно изменения Вы обнаружили в себе по окончанию курса? Уверен, это будет хорошей мотивацией для меня и моих сокурсников по курсу.

Мне, конечно, было бы очень интересно узнать какую образовательную траекторию Вы себе наметили после курса, но это уже мое личное любопытство))

Благодарю, Анна!

Понравилось определение “интеллектуальный бомж”, особенно в контексте выведения из этого тезиса, что средний современный интеллектуал (которым Вы себя считаете, и без сомнения являетесь) является “таким бомжом”.

Сходные мысли по интеллектуальной элите высказаны биохакером Сержом Фаге в статье “Усиливайте интеллект или останетесь на обочине истории” (https://vc.ru/future/32226-usilivayte-intellekt-ili-ostanetes-na-obochine-istorii). Однако, в статье говорится об усилении интеллекта не только через обучение и встраивание полезных привычек, но и через большое количество фармакологических препаратов.

Антон, добрый день. Пишу пост по итогам курса, где поделюсь опытом и расскажу о своей траектории развития.

Антон, откликнулся ваш пост.

Особенно про “информационное обжорство”. У меня такое в работе происходит. Мне постоянно хотелось много знать про то, как устроен маркетинг — понять и найти тот самый алгоритм успешного продвижения товара или услуги на рынок.

Но мне показалось, что вы не раскрыли и не доказали основной тезис про “Интеллектуальную элиту”. Почему он “элита”? На основе каких критериев? И почему интеллектуальная? И чем она лучше тех, кто не элита? Почему мислить “проектно”, лучше чем “миссией жизни”?

У вас по сути главный тезис опирается на другие тезисы, которые требует подтверждения и обоснования.

На мой личный взгляд, если в следующем посте вы раскроете свои тезисы и обоснуете их, то как раз и проявится та способность, к которой вы хотите прийти — уметь обрабатывать информацию и развивать, а не просто транслировать чужие мысли.

По поводу негласного формирования современной интеллектуальной элиты хотелось бы слегка порассуждать. Начнем с определения: «ЭЛИТА (от франц. elite — лучшее, отборное) — внутренне дифференцированная, но высоко сплоченная привилегированная группа общества, обладающая лидерскими качествами, занимающая руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвующая в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти, определяющая духовный и культурный климат в обществе, исторический вектор развития государства. Главная функция элиты — управление обществом, что предполагает осуществление контроля над его материальными и духовными ресурсами, выработку его ценностных ориентаций и идеологической модели, сплочение и мобилизацию общества, поддержание устойчивого равновесия сил и стабильного режима.»
Исходя только из определения, можно отметить следующие моменты: сплоченная привилегированная группа общества, осуществляющая контроль над материальными и духовными ресурсами.
Исходя из этого, «негласное формирование» - можно определить, как «неосновная цель», «побочный продукт», «продукт с низким приоритетом».
Далее – «существующая элита формирует элиту», что звучит как «яблоня формирует яблоню». Но физический мир указывает на то, что скорее всего это «садовник формирует яблоню». И тогда получается, что текущие элиты («внутренне дифференцированные, но высоко сплоченные привилегированные группы общества») формируют как «неосновную цель», «побочный продукт», «продукт с низким приоритетом» специалистов, которые владеют несколькими иностранными языками (минимум двумя), имеют здоровое тело, умеют грамотно выражать свои мысли на бумаге, владеют современными психопрактиками и техниками самоконтроля.

Я пока что не читал книгу, но аналогично автору поста, потребляю довольно много информации. Однако, процесс потребления воспринимаю не как информационное обжорство. По специфике своей работы мне нужно постоянно изучать новые технологии, зачастую я заранее не могу предположить нужно ли мне это знать вообще. Осознание приходит во время процесса, а иногда и после, когда возникает определенная задача, вот тогда, будто с полочки я достаю когда-то полученные знания и начинаю их использовать.
Но есть и обратная сторона медали, которая заключается в том, что приходится отфильтровывать много лишнего. На мой взгляд этот скилл “фильтрации” нужно в себе развивать.

Спасибо за пост о наболевшем!
Постоянное потребление даже полезного контента в моем случае не приводило к качественным изменениям. Что-то пробовала применить в своей жизни, но это были хаотичные попытки.
Только начала изучать курс, но уже понимаю, что выбрала верное направление )

Да, это о наболевшем. Я потребляю информацию в таких количествах, что все чаще от неё тошнит. Только начала учиться на курсе ВВСМ и пробую менять свои стратегии. Потому что чтение учебника, например, так же является потреблением такой желанной новой информации. Чтобы не было как всегда пробую эту новую информацию тестировать. Познакомилась с понятием мастерства собранности например, поняла, что именно уже сейчас смогу применить на прикладном уровне, определила параметры, по которым могу определить успешность, применяю прямо во время чтения того же учебника. То же самое с практикой мышления письмом, проговариванием. То есть как раз вот эту проблему - много знаю, но мало что применяю в реализации своих проектов, мне все понятно и здорово об этом порассуждать, но жизнь остаётся прежней и неудовлетворенности теми же - как раз можно решить, зная о том, что решать нужно на нескольких уровнях. Я, как пока ещё такой же «интеллектуальный бомж», могу осознать, что есть инструменты для перемены стратегии. И инструменты так же применяются на разных уровнях.