Системному мышлению можно научиться

Системность часто путают с систематичностью. Систематичность — это аккуратность, обязательное прохождение всех пунктов всевозможных планов и чеклистов, незабывчивость, неленивость в рутинной работе. Если нужно проверить значения 25тыс. параметров какого-то технического процесса, систематичный человек проверит их все, ни одного не пропустит. Если нужно провести рассуждение по заранее известному правилу, то систематичный человек не собьётся, не сделает ошибки, доведёт рассуждение до конца. Никакого отношения к системности это не имеет, хотя систематичность существенно добавляет к системности.

Системное мышление — это использование в мышлении понятий системного мышления. Системно мыслить — это прежде всего представлять мир как набор взаимодействующих систем, обращать внимание на системые уровни (вложенности этих систем друг в друга, отношения часть-целое), различать функциональные и конструктивные описания, помнить о жизненном цикле системы. Если этого всего нет, то речь идёт о систематичном, мощном, смекалистом, отличном, быстром мышлении — но не системном. Не используются понятия системного мышления — мышление не системно.

Как и любое другое мышление, любую другую дисциплину системное мышление можно освоить. Прошивка в мозг системного интеллекта версии 2020 года — это прохождение примерно трёхкредитного односеместрового курса системного мышления, 90 часов занятий. Плюс, конечно, нужен будет опыт использования этого мышления в проектах.

Как и любую другую трансдисциплину, системное мышление не освоишь на трёхдневных курсах, банально не хватит времени. Ещё в 1990 году Peter Senge пытался преподавать системное мышление менеджерам. В книге «Пятая дисциплина» он писал:

Недавно в ходе пятидневного вводного курса, проводимого Обучающим центром МТИ, одна женщина-менеджер из конструкторского отдела компании Ford лаконично сформулировала ситуацию: «Спустя пару дней, — сказала она, — я начинаю понимать, о чем вся эта история с системным мышлением и интеллектуальными моделями. Мне это напоминает время, когда я только начала знакомиться с высшей математикой. Сначала я чувствовала себя совершенно потерянной. Все это было мне совершенно чуждо. Но потом я начала «схватывать» суть. Через год я уже вполне владела основами этого дела. Через пять лет это стало основой моей профессии». Потом она добавила: «Если бы высшую математику изобрели сегодня, ни одна из наших корпораций не смогла бы ею овладеть. Мы бы посылали каждого на трехдневные курсы. Затем каждый получал бы три месяца на то, чтобы посмотреть, работают ли «все эти штуки». А когда выяснялось бы, что они не работают, мы бы начинали пробовать что-нибудь другое».

Системное мышление считает, что вы достигаете своих целей, изменяя мир, а поскольку мир состоит из систем, то вы достигаете своих целей создавая и изменяя системы. Даже если вы меняете себя, то системное мышление заставляет вас думать о себе как системе.

Более того, системное мышление следует традиции системной инженерии: делаете вы успешные системы! Успешность отсылает к коллективному характеру любой деятельности вы затрагиваете предпочтения многих ролей, с которыми связан ваш проект.

Системное мышление работает с интересами ролей — какими-то свойствами систем, которые максимизируют или минимизируют роли согласно своим предпочтениям. Успешность системы определяется тем, насколько договорились роли по поводу этой системы. Скажем, интерес ролей покупателя и продавца по поводу системы — это цена. Предпочтение продавца в цене — сделать её подороже, предпочтение покупателя — сделать её подешевле. В связи с этими предпочтениями роли затевают какие-то действия в реальном мире, имеют намерение что-то сделать (и, заметим, в этих намерениях люди будут крайне изобретательны). Роли злодеев тоже учитываются в этих договорённостях, но с обратным знаком: успешные системы препятствуют достижению целей злодеев — воров, убийц и прочих неэтичных деятелей).

Терминология системного мышления в одной фразе: чтобы удовлетворить потребности внешних проектных ролей, нужно понять принципы функционирования системы и возможную конструкцию надсистемы в окружении и тем самым сформулировать функциональные и интерфейсные требования к целевой системе. Затем выполнить эти требования, для чего разработать архитектуру и затем воплотить в жизнь конструкцию целевой системы. А для этого нужно организовать в обеспечении жизненного цикла компетентную команду, использующую все необходимые для работы методы. И всё это нужно делать рекурсивно, для подсистем целевой системы. Вот схема, отражающая эту суть системного мышления (там :

Сколько терминов системного мышления вы уже знаете? При этом учитываем и то, что «бытовые» знакомые всем слова в системном мышлении приобретают специальные терминологические значения: требования относятся к описанию целевой системы на её внешней границе, потребности — к описанию надсистемы (можно сказать, что потребности — это требования внешних проектных ролей), архитектура — к описанию внутреннего устройства системы, и т.д..

Новости по поводу книги/текста появляются в блоге автора, https://t.me/ailev_blog, предложения и замечания присылать автору по адресу ailev@asmp.msk.su

Источник: книга А.Левенчука «Образование для образованных 2020».