Место ролевого мастерства

Ролевое мастерство является частью мыслительного мастерства. Совместно с методологическим мастерством ролевое мастерство помогает осваивать деятельностные роли и играть проектные роли. Чтобы вписывается в новые проекты одного ролевого мастерства недостаточно. Как мы говорили в прошлом разделе, ролевое мастерство лишь необходимое условие для разбирательства с новыми ситуациями. Необходимо еще методологическое мастерство, в частности, системное мышление, чтобы удовлетворять интересы и работать с предпочтениями и намерениями многочисленных проектных ролей.


В модели "человек-платформа" выделены три платформенных уровнях жизненного мастерства: собранность, мыслительное мастерство и прикладное мастерство. Каждый нижний уровень платформы задействует при создании следующего уровня. Поэтому для формирования мыслительного мастерства необходимо определенный уровень собранности, а для прикладного мастерства необходимо не только собранность, но и мыслительное мастерство.

Ролевое мастерство является частью мыслительного мастерства. Совместно с методологическим мастерством ролевое мастерство помогает осваивать деятельностные роли и играть проектные роли. Чтобы вписывается в новые проекты одного ролевого мастерства недостаточно. Как мы говорили в прошлом разделе, ролевое мастерство лишь необходимое условие для разбирательства с новыми ситуациями. Необходимо еще методологическое мастерство, в частности, системное мышление, чтобы удовлетворять интересы и работать с предпочтениями и намерениями многочисленных проектных ролей.

Ролевое мастерство помогает обращать внимание на то, как определенные роли влияют на наше психологическое состояние. Исполнение некоторых ролей приводит к негативному аспекту и нам это нужно улавливать, и менять роли. Здесь ролевое мастерства опирается на психопрактики собранности и посредством самонаблюдения за исполнение роли позволяет обращать внимание на негативные эмоции от исполнения роли. Некоторые роли, которые мы исполняем, если они не приносят нам удовлетворенности – надо замечать, понимать, и возможно менять, больше не продолжать их играть. 

С другой стороны, нельзя смешивать внутреннее ощущение с эмоциями, которые нужно продемонстрировать в роли. Например, менеджер должен тембром голоса, жестами, мимикой сопровождать свою речь по роли, и это не связано с человеческими эмоциями от исполнения роли. Поэтому разделяем эмоции по роли и отдельно эмоции человека от исполнения роли.

Знание конкретной роли не входит в ролевое мастерство. Этим нужно заниматься отдельно, учить отдельно конкретную прикладную практику. Здесь подходит аналогия с актером: есть актерское мастерство, когда человек понимает, как правильно передать эмоции, как правильно сыграть «царя», а как "Петрушку". Актер понимает, как падает свет, как зритель реагирует. А вот разучиванием знания конкретной роли Гамлета – надо заниматься отдельно. Надо различать знание конкретной проектной роли и ролевое мастерство. Хотя ролевое мастерство помогает быстрее осваивать и играть проектные роли.

Источник: черновик онлайн курса «Введение в системное мышление», глава 6 "Ролевое мастерство".