Обучение математике — это ещё не обучение мышлению

Научное мышление как трансдисциплина оказывается общей для всех: один раз выучишь, много раз задействуешь. Но это не означает, что уже сегодня можно воспользоваться современным научным мышлением, выучившись на каких-то курсах по причинному выводу.

Курсы causal inference есть уже во многих университетах — революция-то шла тридцать лет, с 90-х годов, и опыт чтения курсов студентам-математикам накопился достаточный. Но на этих университетских курсах, похоже, преподают не мышление о причинах и следствиях, и не как часть научного мышления, а просто матаппарат этого вывода. Причинный вывод оказался не увязан с другими трансдисциплинами, он не вошёл в состав логики. Впрочем, и с логикой, и онтологией примерно та же история.

Очень похоже на ситуацию с системным мышлением, где на курсах systems thinking в университетах часто можно найти какую-нибудь systems dynamics как привет из 70-х, где системное мышление подаётся как подробное изложение дифференциальных уравнений для моделирования кибернетических моделей с обратными связями.

Содержание фундаментального образования опять изменилось. Забудьте всё, что вы знали про «причины», «следствия», «корреляцию» и «механизмы». Выучите это всё заново.

Как быстрее начать использовать все эти достижения научного мышления не только в науке, но и инженерии, менеджменте, предпринимательстве? Для начала вам нужно научиться измерять количественно то, что раньше измерять просто не умели. Вот книжка Дугласа Хаббарда «Как измерить всё, что угодно», которая поможет вам это сделать, и там много примеров именно из менеджмента:

Конечно, в основе этой практики измерения всего чего угодно — байесовская вероятность. Без понимания вычислений по-Байесу никуда не деться. Посмотрите текст «Наглядное объяснение теоремы Байеса» Элиезера Юдковского, это один из самых простых текстов на эту тему, и там даже есть встроенный калькулятор для удобства чтения «с карандашом в руках».

Большинство из предлагаемых приёмов современного (лучшего из известных на данных момент, state-of-the-art) мышления крайне контринтуитивны — они не приходят в голову «от опыта», их нужно понять (часто — с трудом!), потом добиться беглости в выполнении этих приёмов. Но они позволяют вам стать умнее, поднять интеллект, начать разбираться с задачами, справиться с которыми раньше и мечтать было нельзя. Так что овчинка стоит выделки.

Новости по поводу книги/текста появляются в блоге автора, https://t.me/ailev_blog, предложения и замечания присылать автору по адресу ailev@asmp.msk.su

Источник: книга А.Левенчука «Образование для образованных 2020».