Три фазы построения организации и системное мышление

Начал читать книгу от 1С "Настольная книга аналитика", авторы Сергей Ковалев и Валерий Ковалев. В начале книги рассказывается про построение организации, и с первых же слов я увидел связь материала книги с системным мышлением. А точнее, как можно то, что описано в книге, описать с применением системного подхода. Привожу короткую заметку, сформированную по главе.

Фазы построения организации:

  1. Определение стратегии организации
  2. Разработка бизнес-процессов
  3. Проектирование организационной структуры организации

Определение стратегии организации
В процессе определения стратегии необходимо определить, кто является нашими клиентами, какие их потребности мы планируем удовлетворять. Затем определяется, какие продукты или услуги мы создадим для этого.
Вопросы фазы:

  • Кто является целевым потребителем?
  • Какие потребности нужно удовлетворять?
  • Какие продукты производить?
  • Каких стратегических целей нужно достичь?

Это поиск целевых систем по системному мышлению.

Разработка бизнес-процессов
На этом этапе разрабатываются бизнес-процессы, которые произведут продукты и будут оказывать услуги.
Вопросы фазы:

  • Что нужно делать для производства продуктов?
  • Что нужно делать для достижения стратегических целей?
  • Каким образом это нужно делать?
  • В каком объеме это нужно делать?

То есть строим системы обеспечения целевых систем. А если точнее, то мы составляем функциональное описание систем обеспечения.

Проектирование организационной структуры
Это последняя фаза проектирования. На ней решаем, какие орг. единицы какие бизнес-процессы будут выполнять.
Вопросы фазы:

  • Кто все это будет делать?
  • Кто за это будет отвечать?
  • Кто кому должен подчиняться?
  • Кто с кем и как должен взаимодействовать?

То есть назначаем функции на модули. Делаем модульное описание организации.

Артем, спасибо, что поделились. Меня сейчас тоже интересует тема построения организаций. Но меня больше интересует ответ на вопрос “Как построить выдающуюся компанию?” т.е. компания, которая будет в долгосрочной перспективе удовлетворять целям собственника.

И в вашей заметке вижу, что не хватает очень важного элемента системы. Это идеологии. Т.е. миссии, видения.

К ним большинство предпринимателей относятся со скепсисом и бессмысленной философствованию. Но это на мой взгляд связано с тем, что они не понимают, как эти элементы (целевых систем) связаны с успешностью функционирования компании.