Личная система

Модель человека как совокупности играемых ролей помогает разбираться с личными системами, в которых необходимо различать неудовлетворенности и ролевые интересы. Рассмотрим деятельность человека по имени Иван, который обучается 3-D проектированию. В любой деятельности можно выделить клиента, целевую систему (продукт) и производителя. Заказчик хочет получить какой-то продукт, который является в глазах производителя целевой системой, которую он создает для клиента.

Рассмотрим пример с автомобилем. Водитель как клиент хочет автомобиль. Автомобиль – это продукт или целевая система для производителя. Машину изготавливает целая команда - от проектировщиков до рабочих конвейера. Сложную реальность физического мира мы разделили своим вниманием на три области интересов: клиентская или предпринимательская, продуктовая или инженерная, обеспечивающая область предприятия или менеджерская. Такое разделение позволяет отдельно рассмотреть желания или потребности водителя. Водитель хочет перевозить грузы, ездить на рыбалку или машина ему нужна для статуса. Причем кроме водителя есть и другие проектные роли в предпринимательской (клиентской) области интересов. Например, пассажир, конкуренты и т.п. Для кого мы делаем машину решает предприниматель, который сам находится в области предприятия, но его интересует клиентская область. Во-вторых, мы можем обсудить требования к автомобилю со стороны этих многочисленных ролей, а также саму машину. Этим занимается инженер, который сам находится в области предприятия, но его интересует область продукта. В-третьих, мы можем обсудить деятельность всех проектных ролей, которые создают транспортное средство. Кроме уже упомянутых предпринимателя и инженера, в этой области интересов есть менеджер, маркетологи, бухгалтера и т.п. Иван как выученный проектировщик также относится в области предприятия.

Области интересов полностью применимы к рассмотрению личных систем. Однако, без поставленной привычки сложно разобраться в многочисленных играемых человеком ролях, и тем более сложно разделять неудовлетворенности и ролевые интересы. В примере с автомобилем Иван, играя проектную роль проектировщика, имеет ролевой интерес к автомобилю. При таком рассмотрении мы не обсуждаем личные неудовлетворенности человека Ивана. Чтобы создать успешный автомобиль мы рассматриваем роли, которые непосредственно взаимодействуют с автомобилем. В личных системах не только человек играет многочисленные роли со стороны заказчика, клиента и производителя, но и сам является системой. 

В проектах создания личных систем, примером которых является обучение, человек часто играет все роли одновременно. Иван является заказчиком, который хочет получить новое мастерство проектировщика или из роли клиента Иван желает прикупить нового мастерства. Продуктом является он же сам, умеющий играть новую роль проектировщика. В личных системах целевой системой часто является "умеющий играть новые роли человек". Далее, в производстве этого продукта задействован целый набор ролей: менеджер, учитель, методист, методолог, мотиватор и т.п. Но в этом производстве главная роль — это роль ученика. Ученик непосредственно изготавливает "новую роль", но делает это своеобразным способом. Эту работу не так видно, как работу команды автопроизводителя, создающей автомобиль. Ученик потребляет информацию (теории), размышляет (мышление письмом) и осваивает технологии (тренировками переводит мышление из левого в правый спектр). Таким образом, ученик буквально создает новые нейронные связи. Школа в ролях преподавателя, методиста и других тоже участвует в этом процессе, оказывая ученику разнообразные сервисы по доставке информации, помощи в освоении теории и тренировке новых практик.    

Что же такое неудовлетворенность? Как мы говорили ранее, личную неудовлетворенность Ивана мы не рассматривали, когда обсуждали его ролевой интерес проектировщика. Личную неудовлетворенность Ивана необходимо рассматривать в личных системах. На неудовлетворенность человека можно посмотреть, как на требования, которые выдвигает человек к себе же. При этом человек из одной своей роли выдвигает требования к другой роли. Есть хороший мультфильм "Головоломка" (Inside Out, дословно с анг. —«Наизнанку»), в которой компания Pixar доступным образом показала как в человеке уживаются разные роли (хотя в мультфильме речь идет об эмоциях). 

Неудовлетворенность Ивана может заключаться в том, что он хочет путешествовать каждый месяц, а для этого ему нужно зарабатывать 300 тыс. руб в месяц. В этом случае можно предположить, что из роли финансиста есть требование к какой-то себе зарабатывать больше денег. Когда мы говорим "к себе", то имеем ввиду "систему с функцией добывания денег". Этой системой может быть какая-то деятельная роль, например, "проектировщик", а может быть "бизнесмен" или "госслужащий". Исполняя роль предпринимателя, Иван должен решить в какую систему добывания денег, он будет инвестировать имеющиеся время и деньги. Иван может применить предпринимательскую практику и свое мыслительное мастерство, чтобы разобраться в сложной ситуации и сделать выбор исходя из всех интересов. Сделав выбор в пользу автомобилей, Иван из роли ученика начинает создавать целевую систему - "проектировщик".

Итак, модель "Я - совокупность ролей" помогает разбираться с личными неудовлетворенностями, разделив роли на:

  • те, что выдвигают требования или роли (1), имеющие неудовлетворенность;
  • те, которые нужно создать под эти требования или роли (2), которые решают неудовлетворенность роли (1);
  • роли (3), которые будут создавать роли (2), которые, в свою очередь, решают неудовлетворенность роли (1)[1]

Когда человек говорит "я - плохой" или "мне хочется", то так он выдвигает требование из одних своих ролей (1) к себе как к исполнителю других ролей (2). Человек в роли клиента недоволен системой автомобиль, а в случае с личной системой человек недоволен собой как исполнителем ролей. Психология в этом случае выступает как практика инженерия требований, посредством которой человек в роли инженера по требованию выясняет потребности других своих ролей. Он выявляет потребности к своей жизни и требования к себе. Например, потребностями могут быть достаток, социализация и общение, признание и достижения. А требованиями будут зарабатывать 300 тыс.руб. в месяц, умение общаться и находить друзей, производить впечатления на людей. Увлечение психологией последние десятилетия — это тренд на изучение своих потребностей и требований. Однако, не всегда это удается сделать и излишнее самокопание - не лучшая стратегия. Как говорил Форд: „Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы попросили более быструю лошадь.“ Также иной раз спрашивать себя бесполезно. Это не означает, что этого делать не надо, но при этом нужно всегда действовать и тестировать свои интересы. Модель "человек как платформа" помогает создавать себя, развивая жизненное мастерство, а в процессе этого развития будут совмещаться желания и возможности или потребности с требованиями и мастерство по их удовлетворению. 

Таким образом, переводя рассуждения в практическую сферу можно выделить следующие модели "мне хочется того-то", "что мне для этого нужно" и "как мне это осуществить". Модель "мне хочется" — это потребности некоторых своих ролей (1), которые имеют неудовлетворенность. "Что мне для того нужно" — это требование к себе (к каким-то ролям) и в ответ на эти требования необходимо создать роли (2), то есть развить в соответствующую сторону свое жизненное мастерству. "Как мне этого осуществить" — это деятельность системы обеспечения и ролей (3), которые будут развивать жизненное мастерство.


[1] Получилось как в цепочном или кумулятивном стихотворении "Дом, который построил Джек" https://ru.wikipedia.org/wiki/Дом,_который_построил_Джек

Источник: черновик онлайн курса «Введение в системное мышление», глава 5 "Роль".