
Квалификационные уровни в Школе системного менеджмента
В школе системного менеджмента определены 6 квалификационных уровней мастерства[0]: Падаван [1], Выпускник, Практик, Мастер, Преподаватель (наставник), Общественный деятель. Для получения квалификации необходимо выполнить определенные требования, касающиеся демонстрации результатов профессиональной деятельности и участия в научной, просветительскую и преподавательской деятельности по усилению интеллекта.
№ | Название уровня | Результат для человека | Требования[2] для присвоения квалификации |
1. | Падаван | Пройден этап «Объяснение»[3] по одной из дисциплин, в рамках которой прошло овладение понятийным минимумом (может объяснять другим). | Закончить любой курс ШСМ, Рекомендация: написать не менее 3 постов по методологии курса[4]. |
2. | Выпускник | Пройден этап «Умение» по одной из дисциплин мыслительного мастерства и составлено системное описание по учебному проекту. | Выполнить одно из двух условий: 1) Сформировать системное описание по учебному проекту и пройти защиту эссе, а также написать не менее 5 постов; 2) Получить сертификат об окончании курсов ШСМ с пометкой «освоил» и написать не менее 5 постов. Рекомендация: пройти курс «Онтологика и коммуникация» и практикум «Системное мышление». |
3. | Практик | Пройден этап «Навык» по мыслительному мастерству: сформировано системное описание по рабочему проекту под руководством наставника, в том числе применено прикладное мастерство. | Выполнить следующие оба условия: Сформировать системное описание по рабочему проекту и пройти защиту эссе; Ведение публичной деятельности[5]. Рекомендация: пройти все курсы мыслительного мастерства. |
4. | Мастер | Пройден этап «Мастер» по мыслительному мастерству: самостоятельно сформировано системное описание рабочего проекта, который был успешно реализован и отмечен руководством компании. Ведется самостоятельная научная и публичная деятельность. | Выполнить следующие оба условия: Представить публично результаты успешно реализованного рабочего проекта; Вести научную деятельность и публично представлять результаты исследований (статьи, выступления Рекомендация: начать обучать коллег и вести просветительскую деятельность. |
5. | Преподаватель (наставник) | Самостоятельно разработан курс и обучены студенты. Результаты исследований постоянно публикуются, и отмечаются коллегами. | Необходимо обучить более 50 студентов, обязательно вести научно-исследовательскую и публичную деятельности. |
6. | Общественный деятель | Сформирован личный профессиональный бренд, является лидером мнений, занимается просвещением. | Быть публичной личностью и иметь заслуги по просвещению, в том числе помогать другим стать преподавателями. |
Курсы ШСМ покрывают только первые три квалификационных уровня мастерства, а следующие уровни квалификации проходятся деятелем самостоятельно, но при активном участии в исследованиях и публичных мероприятиях ШСМ. Первые четыре уровня преимущественно удостоверяют профессиональное владением мыслительным мастерством или уровень развития интеллекта. В свою очередь, пятый и шестой уровни отражают вклад в научную, просветительскую и преподавательскую деятельности по усилению интеллекта.
Присвоение квалификаций уровней № 2−4 происходит путем демонстрации профессионального владения мастерством, что потребует соответственно пройти защиту учебного проекта и рабочего проекта описанного под руководством наставника, а далее представление результатов реализованного рабочего проекта по самостоятельно сформированному системному описанию. Присвоение квалификаций уровней № 5−6 потребует демонстрации результатов в виде обученных выпускников, научных публикаций и публичной деятельности.
Квалификация присваивается на два года, после окончания которых требуется подтверждение соответствия установленным требованиям.
Мы рассмотрели уровни мыслительного мастерства в ШСМ, в которых определяется владение совокупностью трансдисциплин и практик. Но для освоения определенной трансдисциплины или практики человеку необходимо пройти следующие этапы: Объяснения — Умение — Навык — Мастерство. Приведем пример данных этапов на примере трансдисциплины системного мышления.
Этапы и время | Результат | Курсы ШСМ |
Объяснения (около 60 часов, но не менее 4 недель) | Владение понятийным минимумом, решенные тренажерные задачи, написанные посты по методологии курса. | Два варианта получения знания: Онлайн-курс «Системное мышление» — самостоятельное обучение, т.ч. решение тренажерных задач; Базовый курс «Системный подход в менеджменте и инженерии» — обучение с участием преподавателя и кураторов, а также самостоятельная работа. После успешного окончания курсов человеку получает квалификацию уровень № 1 «Падаван». |
Умение (около 12 недель по 10−15 часов в неделю) | Системное описание по учебному проекту, в котором связаны области интересов предпринимателя, инженера, менеджера: тренировка составления рабочих продуктов и связок между ними с целью получения итогового чек-листа работ по всем этапам проекта. Написанные посты по учебному проекту, решенные усложненные задачи, проведенные лабораторные работы и написанное итоговое эссе. . | Два варианта получения умения: Онлайн-практикум «Системное мышление» — самостоятельное обучение; Практикум «Системное мышление» — обучение с участием преподавателя и кураторов для команд не более 5 человек в течение 3 месяцев (в разработке). Прохождение этапа «Умение» позволяет получить квалификацию уровня № 2 «Выпускник» в случае прохождении защиты эссе, а также написания не менее 5 постов по методологии системного мышления. |
Навык (около 8 недель по 10−15 часов в неделю) | Системное описание рабочего проекта под руководством наставника, в котором выделены системные уровни и цепочки обеспечения: тренировка выделения своей системы, многоуровневого рассмотрения и составления цепочек обеспечения, а также умение работать с несколькими целевыми системами предприятия. | Менторинг для группы до 5 человек или индивидуальный в течение 2 месяцев (в разработке). Приветствуется волонтерская деятельность (кураторство на курсах или реализация проектов в ШСМ). Прохождение этапа «Навык» позволяет получить квалификацию уровня № 3 «Практик» в случае прохождении защиты эссе, а также ведения публичной деятельности. |
Мастерство (постоянно) | Самостоятельное описание рабочего проекта и его успешная реализация. Публичное представление результатов рабочей деятельности, научные статьи с результатами исследований, просветительские статьи. | Курсов ШСМ для подготовки мастера не предусмотрено, но возможен индивидуальный менторинг. Мастерство развивается в рабочих проектах, результаты которых представляют на семинарах и конференциях ШСМ. Прохождение этапа «Мастерство» позволяет получить квалификацию уровня № 4 «Мастер» при условии публичного представления результатов реализованного рабочего проекта, научной деятельности и популяризации системного мышления (статьи, выступления |
[0] Или уровни интеллектуального мастерства.
[1] Термин «Падаван» взят из эпопеи «Звездные войны» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Звёздные_войны). Падаван — это студент, который готов начинать серьёзные тренировки под руководством преподавателя.
[2] Каждое последующее требование включает предыдущие.
[3] Этапы постановки мастерства (Объяснение, Умение, Навык, Мастерство) универсальны для любой дисциплины или трансдисциплины.
[4] При необходимости пройти курсы мастерства собранности.
[5] Например, писать регулярные публичные посты, выступать на публичных мероприятиях, вести волонтерскую деятельность
- Запостил ШСМ
- Дата 15.01.2021
- 1 Comment
А реестр мастеров предусмотрен?