Интеллект и прикладное мышление

Опишу свое предположение о том, что такое интеллект, и как он работает. Опираться буду на наработки в части искусственного интеллекта и результаты исследований Анатолия Левенчука в части вычислительного мышления.

Сталкиваясь с трудностями, человек пытается найти решение исходя из прикладного мастерства. Обычно человек из контекста распознаёт текущую ситуацию, прикладное мышление обрабатывает информацию, а далее происходит выход в действие (прикладное мастерство). Например, если проблема на работе, то включается профессиональное прикладное мастерство. За рулем автомобиля всё, в первую очередь, рассматривается из роли водителя. Если что-то со здоровьем, то включается соответствующий алгоритм поведения: кто-то говорит "поболит и перестанет", кто-то глотает уже проверенные таблетки от конкретного недуга. Но часто бывает, что мозг не распознаёт проблему. Тогда подключается такая часть мозга как интеллект.

Интеллект отвечает за решение новых сложных задач, с которыми не справляется прикладное мышление. Большую часть времени мозг работает по автоматизмам прикладного мышления, а интеллект включается при необходимости. Но чтобы интеллект помогал в необходимых ситуациях его важно постоянно усиливать. Тут такая же аналогия как со спортом. Чтобы выступать на соревновании необходима постоянная тренировка. Усиливается интеллект путем его постоянного задействования. Но как задействовать интеллект?

Интеллект задействуется, когда человек учится чему-то или пытается разобраться в какой-то проблеме (конечно, некоторые проблемы могут быть решены и прикладным мастерством). Чем сложнее проблема, тем лучше с точки зрения усиления интеллекта, но не всегда на сложную задачу будет достаточно мотивации, времени и текущего уровня развития интеллекта. Роль интеллекта в решении новых сложных задач заключается в том, чтобы проблему перевести в хорошо сформулированную задачу и подобрать методы ее решения. Само же решение задачи происходит путем прикладного мастерства. Хотя интеллект приходится подключать для того, чтобы освоить это новое прикладное мастерство, чтобы решить задачу. Часто приходится не только находить решение, но и для самого решения потребуется учиться новому прикладному мастерству.

Работа интеллекта задана эволюцией и включает какие-то стандартные операции. Пока сложно их четко выделить, но скорее всего, речь идет о рассмотрении проблемы с разных сторон, попытке выделить связи с окружением и заглянуть внутрь. Чтобы увидеть все сразу и уделить внимание деталям, нужна сложная нейронная сетка, в которой много разных связей всего со всем. В прикладном мышлении сигналы по нейронной сети проходят в стандартном, уже настроенном режиме или на автомате. А вот усиление интеллекта - это развитие нейронной сети, то есть когда происходит создание новых связей. Создание новых связей - это новые мысли, идеи, смыслы и решения. Сказанное "а вот так я совсем не думал" - это, вероятно, результат работы интеллекта.

Решение новой задачи и развитие интеллекта - это один и тот же процесс, то есть стадия использования интеллекта и стадия его создания совпадают. Задействуя интеллект, человек его же и развивает. Бесконечное обучение - это постоянное развитие интеллекта. Обучение происходит и тогда, когда решается сложная рабочая задача. При этом нельзя путать выполнение работы по известному алгоритму (прикладное мышление) и создание нового алгоритма действий (интеллектуальное мышление).

В стадиях жизнедеятельности человека выделяются практики потребления информации, размышления, стратегирования, планирования. Все вместе данные практики необходимы для того, чтобы проблему перевести в задачу и решить ее, или сформировать алгоритм, или нарезать на понятные работы. Также в стадиях жизнедеятельности выделяются прикладные практики, с помощью которых происходит реализация работ, алгоритма, решения. Результат интеллектуального мышления - формирование понятных работ (алгоритмов), а прикладного мышления - исполнение работ и получение результата в виде рабочего продукта (системы или ее задокументированного описания).

Развивается ли интеллект когда человек изучает профессиональную прикладную практику? Конечно, развивается. Однако, быстрее и эффективнее интеллект развивается, когда происходит изучение трансдисциплин и их совместное применение с прикладными практиками к решению сложных задач. Объяснение этого связано с тем, что трансдисциплины нацеливают внимание на изучение проблемы с нескольких разных сторон. Именно так эволюционно работает интеллект (см. выше про упоминание эволюции). Прикладная область дает заведомо узкий взгляд по сравнению с трансдисциплинарным взглядом. Но и трансдисциплинарный взгляд может быть разным. Трансдисциплины STEM (наука, технологии, инженерия, математика) намного лучше развивают интеллект, чем прикладные практики, но при этом STEM проигрывают современным трансдисциплинам - онтологике и коммуникациям, научному мышление, системному мышлению, вычислительному мышлению. Связано это с тем, что в современных трансдисциплинах в отличие от STEM впрямую учат тому, как рассматривать проблему с разных сторон (подключая необходимые метауровни), а именно: как выделять связи с окружением и связывать все это с внутренним устройством. То есть современные трансдисциплины лучше учитывают созданную эволюцией функциональность интеллекта.

Один из практических выводов состоит в том, что для усиления интеллекта других людей необходимо впрямую апеллировать к их интеллекту. Маркетинг же наоборот, ориентируется на быстрое мышление, инстинкты и профессиональное мышление. Однако пробиться через прикладное автоматическое мышление проблематично. На первой стадии важно добиваться такого эффекта: "ух, а у меня совсем другое представление", "а я и не знал, что так можно" и т.п. Вероятно, не важно какие профессиональные роли играет человек в жизни в настоящее время, важнее насколько предлагаемый уровень обучения соответствует текущему уровню развития его интеллекта. Поэтому важно будет, во-первых, в части просвещения создавать эффект контринтуитивности, а во-вторых, обратить внимание на ступеньки развития мастерства в современных трансдисциплинах, в первую очередь, в системном мышлении.

P.S. В школе системного мышления активно занялись уточнением понятийного минимума мышления, на котором строятся понятия (концепты) и модели наших курсов. На днях провели методсеминар "О мышлении" (видео на канале ШСМ в Youtube).

Источник: страница Ц.Церенова в Facebook