Стратегирование школы системного менеджмента, декабрь 2020

Сделали очередной апдейт стратегии Школы системного менеджмента. Прошлая версия была в марте 2020, и радикальных изменений за прошедшие 8 месяцев не было, но в текст всё-таки внесено множество уточнений. Например, "курсанты" стали "студентами", явно сказано о подготовительных курсах, добавлено "мышление письмом", сделана заметка о целевых масштабах, уточнён интеллект-стек, дано замечание о школе как платформе, оговорена помощь вузам, и т.д.

1. Мы поднимаем интеллект наших студентов, даём им мыслительное мастерство, чтобы они смогли быстро сориентироваться в завтрашних самых неожиданных проектах, о которых сегодня не догадываются ни они, ни наши преподаватели.

2. Мы занимаемся образованием для образованных: устанавливаем в мозги уже получивших высшее образование взрослых свежую прошивку бакалавриата -- универсальных для многих специализаций мыслительных практик (второй бакалавриат). Но мы делаем и подготовительные курсы, поэтому работаем со всеми возрастами -- в том числе школьным и студенческим (первый бакалавриат).

3. Мы выпускаем не учёных/исследователей/аналитиков (которые занимаются описанием мира), но деятелей, меняющих физический мир к лучшему.

4. В системных уровнях интеллект-стека мы занимаемся подъёмом интеллекта на самых универсальных трансдисциплинарных нижних уровнях: учим state-of-the-art трансдисциплинарным (методологическим, кругозорным) дисциплинам и собранности ума и тела (по содержанию нашего образования есть учебный курс "Образование для образованных 2020"). Прикладным дисциплинам (профессиональным компетенциям) учим не мы, но мы ни на секунду не забываем о существовании более высоких уровней мышления -- и у нас не птолемеевская модель интеллекта/мышления, мы не ограничиваемся уровнем одного человека:
-- глобальная производственная культура
-- культура бизнес-эко-системы
-- культура предприятия (расширенное! не юрлицо!)
-- культура команды проекта
-- мышление прикладного специалиста
-- деятельностное мышление (кругозор менеджера, предпринимателя, инженера и других деятельностных ролей)
-- вычислительное мышление
-- системное мышление
-- онтологическое, эпистемологическое, логическое, коммуникативное мышления
-- собранность ума и тела

5. Школа планирует быть платформой для прикладных курсов по двум направлениям:
-- поднимает интеллект выпускников, чтобы они могли быстро освоить какой-то прикладной курс. Наших выпускников учить прикладным практикам быстрее, если опираться на полученные у нас навыки трансдисциплинарного мышления и деятельностный кругозор.
-- предоставляет организационную и компьютерную инфраструктуру (LMS), если прикладной курс опирается на наше содержание образования.

6. State-of-the-art у нас даётся на базе свежих (чаще всего появившихся после 2015 года) первоисточников из науки и промышленности. Никакой попсовой литературы, никаких "британских учёных" и "мотивационных тренингов".

7. Мы ничему не учим "исподволь", мы добиваемся осознанности в обучении. Мы не практикуем обучение методом личной передачи (как в духовных практиках и единоборствах, при обучении перформерским дисциплинам), содержание учебных курсов у нас явное, максимально отчуждённое от преподавателей.

8. Что делать с теми, кому нужно попроще? С ними ничего не делать! Труд по учёбе нельзя автоматизировать, царских путей в хорошее образование нет. За числом мы не гонимся, планку не снижаем, хотя не забываем совершенствовать наши объяснения, чтобы снизить образовательный ценз -- но не конечный уровень. Мы выпускаем интеллектуальную элиту, а не полчища недоучек. Никакого сюсюканья и сверхупрощения, потакания популярным заблуждениям (химии на алхимическом языке не научишь). Взрослые учат взрослых, а не детей. Если взрослые не могут овладеть нашим материалом, то они идут на подготовительные курсы. Но просвещаем всех: люди должны быть информированы о текущей ситуации с возможностью поднять уровень своего интеллекта, получить его современную версию. Сейчас мы учим тысячу человек в год, планируем учить десятки тысяч, а просвещать -- сотни тысяч. Мы не сможем привести десятки тысяч людей к нам в офис, поэтому ориентируемся на онлайн-работу. Мы не сможем иметь тысячи преподавателей, поэтому максимально будем поддерживать работу преподавателей компьютерной инфраструктурой (вплоть до использования искусственного интеллекта), а также будем организовывать работу помогающих им добровольцев из числа выпускников Школы.

9. Когда толпы хорошо обученных маркетологов и лидеров борются за твоё внимание, чтобы использовать особенности работы твоего обезьяньего мозга и заставить тебя что-то сделать, мы используем компьютер, чтобы помочь присмотреть за этим вниманием -- с компьютером оно не сбежит, проблему дефицита внимания решаем технологически, опираясь на идеи extended mind. Мы активно поощряем "мышление письмом" у наших студентов, помогаем студентам использовать технические средства для организации своего мышления. Мы работаем с киборгами -- человеческими и организационными. Школа у нас тоже киборг, мы активно развиваем её компьютерную часть: вебсайт Школы, AIsystant на базе blended learning services (ставим цель поднять его до уровня LMS третьего поколения), блог с материалами школы, присутствие в социальных сетях. Мы понимаем, что проблема наших студентов сегодня даже не в тайм-менеджменте (перестройка распорядка дня, чтобы хватало времени на учёбу), а в менеджменте внимания (attention management) -- и компьютеры помогают им организовывать не столько время, сколько внимание.

10. Школа учит тоже state-of-the-art методами: conceptual-based learning, flip teaching и blended learning, interactive collaborative learning, "мышление письмом/моделированием" и т.п. Большинство из этих методов опираются на использование как живого обучения с преподавателем, так и задействование компьютеров.

11. Учим людей, а не сотрудников компаний (мы не хотим принимать на себя ответственность за то, что часть выучившихся у нас выпускников наносит непоправимую пользу своей компании, но часть выпускников принимает решение, что они лучше будут высаживать цветы своего разума не в каменистую почву своей текущей компании, а в плодородную почву совсем другой компании -- и сразу после обучения увольняется). В том числе мы учим людей не только лидерству (как катализировать сотрудничество других людей), но и ролевому мастерству (как хорошо выполнять свои роли в проекте, в том числе выбирать, какие роли играть, а от каких вовремя отказываться). Учим присмотру как за собственным умом, так и за собственным телом -- по своим, а не корпоративным планам. Помогаем жизни по личным, а не корпоративным интересам или интересам каких-то субкультур. В то же время мы признаём, что наши выпускники все где-то работают, общаются в каких то сообществах практики. Мы поднимаем уровень интеллекта наших студентов, увеличиваем калибр их личности, ставим им сильное мышление, чтобы поднять качество и скорость последующего обучения прикладным дисциплинам -- но это их решение, каким именно прикладным дисциплинам им учиться, какие сообщества поддерживать, где и как работать и считать ли корпоративные интересы и интересы из субкультур их сообществ их личными интересами.

12. Занимаемся всеми образовательными ролями:
-- исследованиями мышления (методология: моделируем state-of-the-art трансдисциплинарные практики) и разработками (instructional design: оформляем модели в виде учебных курсов,
-- образованием, то есть улучшаем мышление наших студентов (преподавание в части лидерства/мотивирования и в части консультирования по изучаемому предмету): учим state-of-the-art трансдисциплинарным практикам,
-- просвещением (несём state-of-the-art мышление в массы, как энциклопедисты -- но просвещаем не только в том, как устроен мир, но и как менять мир).
-- организацией образования, чтобы обеспечить и исследования, и образование, и просвещение (да и саму организацию образования).

13. Преподаватели ходят на курсы друг ко другу, все курсы между собой согласованы. Ориентируемся на полноценное "длинное" фундаментальное образование (наша оценка, что полный наш курс повышения интеллекта будет двухлетним -- 48 тренинговых дней раз в две недели), а не на разрозненный набор коротких модных прикладных курсов. Школа не бросает своих выпускников, поддерживает их сообщество. При этом преподаватели сами практикуют то, что преподают.

14. Мы ведём активную проектную работу -- помогаем нашим студентам вести их рабочие проекты, а преподавателям вести исследовательские проекты и разработку курсов. Также Школа ведёт организационные/инфраструктурные проекты по собственному развитию, ведёт учебные проекты (собственно обучение) и просвещенческие проекты. Мы школа системного менеджмента, так что мы проектов не боимся. В работе с проектами и преподавании мы учитываем этические ограничения и обращаем внимание наших студентов на этические аспекты в их работе.

15. На государство/чиновников не надеемся: не соблазняемся его объёмами (их всё равно не будет), не тормозимся его скоростью, не заражаемся его неминуемыми ограничениями, всегда приходящими вслед за лицензиями и причитающимися учебным заведениям льготами. Но всегда готовы помочь вузам: чем больше людей пройдёт наши образовательные программы, тем лучше.

Источник: блог А.Левенчука