В середине декабря имел возможность поупражняться и рассмотреть проект с системной позиции (насколько она у меня успела сформироваться). И это был проект на хакатоне. Хакатоны подразумеваются как реальные микро-проекты, однако в моём рассмотрении по подальфам это не так.
Ниже сравнительная таблица, в которой я перечислил подальфы и привёл комментарии.
Реальный проект | Хакатон | ||
Возможность | Потребности Выгода Риски Ограничения |
Ограничения Интерес команды Вознаграждение Критерии приёмки |
На хакатоне ограничения почти в первую очередь; описанный кейс уже почти что решение + критерии приемки — это они и есть. Также на хакатоне подразумевается соревновательность за вознаграждение (денежный приз), что вместе с криетриями приемки, (которые именно про хакатон, а не про воплощение в эксплуатации) сильно меняют альфу возможности. |
Внешние проектные роли | Роль (эксплуатация) Интересы и предпочтения |
Роль (проверка, приёмки нет!) Интересы и предпочтения |
Роли есть, но различаются по интересам и предпочтениями. Всё же хакатон это ВНЕ-рабочее мероприятия, а вместо удовлетворения интересов внешних проектных ролей в реальном проекте — в хакатоне происходит "убеждение" жюри по критериям приемки, а не по валидации в реальной надсистеме. |
Описание системы | Архитектура Требования Метрики |
Архитектура Требования Критерии приёмки |
Архитектура и требования в целом похожи в реальном проекте и в хакатоне, отличаются степенью детализации. А вот измеримость успеха совсем разная: если в реальном проекте для этого помимо приёмки используются метрики, то для хакатона вместо них есть лишь "навязаные" критерии приёмки. |
Воплощение системы | Конфигурация | Конфигурация | Конфигураци по сути и там, и там, но масштаб совершенно разный — в проекте это важно, это способ избежать коллизий. На хакатоне же она просто есть, выраженная воплощением и тем описанием, которое на момент "релиза" было в наличии. |
Работы | ЖЦ проекта Спринты Вехи |
ЖЦ проекта Спринт Чек-поинты |
Снова разница в масштабе. ЖЦ проекта на хакатоне представляет из себя подготовительный микроспринт и затем ряд спринтов между чек-поинтами, которые в целом есть аналоги вех/malistone в реальном проекте. |
Команда | Внутр. проектная роль Исполнители ролей Оргзвено Интерес Лидерство |
Внутр. проектная роль Исполнители ролей Оргзвено Интерес Лидерство |
Вот тут максмум совпадений: ВПР+исполнители+]оргзвенья по сути всё то же самое, что и в реальном проекте. Но все они меняют смысл как только проявляется интерес: на данном хакатоне роль могла быть: а) навязана / назначена б) невостребована в) нагружена на одного исполнителя. И намерения по предпочтениям в интересе играния роли в команде делают хакатон совсем другим мероприятием нежели проект. Отдельно отмечу лидерство как практику, позволившую достичь ощутимого результата. |
Методы и технологии | Практики Инструменты Артефакты |
Практики Инструменты Артефакты |
И снова масштаб: практики, инструменты и рабочие артефакты на хакатоне сжались в компактный набор методологии одного макси-спринта. |
В итоге у меня получилась наглядная картина "почему проект хакатона нельзя приравнять к реальному рабочему проекту".