Фундаментального образования нет. Ни у кого нет

Когда мы рассказывали про то, почему не работают трёхдневные тренинги мы указали основную причину, почему скоропостижное обучение непрерывно появляющимся новейшим прикладным практикам типа канбана для разработки в менеджменте или Jobs-to-be-done в инженерии не помогает. Эта причина — отсутствие фундаментального образования в части трансдисциплин, то есть отстутствие мастерства рассуждать правильно (онтологика!), координировать свои действия с другими людьми (коммуникация!), управлять вниманием (психопрактики! со времён изобретения йоги и даосских медитаций в этой предметной области тоже немало произошло, в том числе за последние двадцать лет), строить модели (системный подход!) и вычислять по этим моделям (вычислительное мышление!, давать оценки их правдоподобности (онтологика!), точно выбирать тот кусок мира, для которого строится модель (целевая система! системный подход!), занимать свою роль в разделении труда (ролевое мастерство!), вовремя замечать неадекватность своих действий и исправлять ошибки мышления... этот список можно продолжать и продолжать, и этому нужно учить со школы, в явном виде.

Пока же мы имеем даже в лучших учебных заведениях образование от педагогов-геронтократов. Геронтократов не по своему возрасту, а по возрасту тех замшелых идей, которые они выучили от своих преподов, а те от своих. Педагогика (включая тех инженеров и менеджеров, которые вдруг начали преподавать) сегодня преподаёт не state-of-the-art, педагогика преподаёт традицию, догму предыдущих веков — никогда не преподаётся предмет, по факту преподаётся история предмета. Вот как философия: философствовать никто не учит (да это и не нужно никому!). Зато учат истории философии, вставили это в образовательные программы в обязательном порядке!

То же самое безумное отставание обучения от жизни происходит с любым предметом. Пустите инженера преподавать инженерию: он, как генерал готовится к прошедшей войне, будет учить студентов разбираться с допотопными конструкциями, будет «история инженерии». Это счастье, если где-то в этой истории доходят до науки, инженерии, искусства конца 20 века. Но с конца 20 века прошли уже десятки лет! «За время пути собачка могла подрасти»!

Мировоззрение обычно выживает пару десятков лет. Это прикладные практики меняются каждые 4-5 лет, в соответствии с циклом хайпа Гартнера, в соответствии с ритмом смены информационных технологий, в соответствии с ритмом инвестирования во множество стартапов по всему миру. Фундаментальное знание живёт дольше, на него можно опереться. Но нельзя опираться больше пары десятков лет! Если вы более-менее выучились методологическому мастерству к 22 годам, то в 42 года обязательно нужно учиться снова, и содержание вашего образования будет другим! Если вы вот прямо сейчас пройдёте курс наисвежайших трансдисциплин (например, в Школе системного мышления, сделайте пометку в календаре — пройти эти курсы ещё раз через двадцать лет! Хотя сейчас всё так быстро меняется, что пятнадцать лет тут может быть более полезным предложением. Трансдисциплины меняются, это нельзя игнорировать.

Современное мировоззрение основной массы населения земного шара насквозь мифологично. Старая онтологика — допотопный миф. Старое системное мышление — антикварный миф. Старая информатика — древний миф. Новой рациональности, новой адекватности, новой осознанности, новой абстрактности нужно учить всё население, от школьников до маститых учёных — хотя учёных будет учить ещё сложней, им очень трудно принять роль ученика! Макс Планк ещё замечал: «Не следует думать, что новые идеи побеждают путем острых дискуссий, в которых создатели нового переубеждают своих оппонентов. Старые идеи уступают новым таким образом, что носители старого умирают, а новое поколение воспитывается в новых идеях, воспринимая их как нечто само собой разумеющееся".

Мрачно пошутим, что ситуация с этим только ухудшилась. Никакого застоя в науке нет, по сравнению со временами Макса Планка всё только ускорилось, но зато есть увеличение продолжительности жизни носителей старых научных идей и увеличение их бюджетов за счёт денег налогоплательщиков. А поскольку речь идёт не больше и не меньше, как о мировоззрении, о методологических трансдисциплинах, то тут холивары могут идти столетиями. Это вам не смена теории флогистона теорией кислородного горения буквально за несколько десятков лет! Так что мы в 2020 году попали во что-то типа интеллектуального средневековья только со смартфонами. Попытки заглушить Телеграм, выпустить единый набор учебников для школьников всей страны как раз из этого разряда: все всё понимают, но против современной инквизиции ничего поделать нельзя — рациональные аргументы не работают, когда сознание мифологично. Ошибка в мышлении, в методологических дисциплинах. Рациональность, которая вроде как была обретена человечеством, оказалась эфемерным достижением — её вроде как уже и нет, просвещённое и непросвещённые мнения оказываются одного примерно качества, дикарского.

Новости по поводу книги/текста появляются в блоге автора, https://t.me/ailev_blog, предложения и замечания присылать автору по адресу ailev@asmp.msk.su

Источник: книга А.Левенчука «Образование для образованных 2020».