Стадии обучения: от неосознанной некомпетентности к неосознанной компетентности

Познакомимся с моделью, которая называется "Квадрант компетенций" или "Сознательная лестница компетенций" или "4 стадии обучения". Эта модель дополняет модель спектра формальности мышления в понимании процесса обучения. Данная модель обучения мастерству (компетенций) приводится в том числе, чтобы продемонстрировать еще раз тот факт, что одну и ту же деятельность/системы можно рассмотреть с разных точек зрения. В зависимости от целей мы может гибко пользоваться разными моделями, каждая из которых отвечает на свои вопросы. Например, модель спектра формальности мышления применяется, чтобы показать необходимость пользования разными типами мышления, не застревая в одной из частей спектра. Модель стадий обучения лучше объясняет, этапы осознания своего мастерства в процессе его получения. Обе модели можно связать между собой, они имеют общую часть и не противоречат друг другу.

Необходимо к месту сказать, что системное мышление - это умения работать с разными моделями одной и той же системы (или деятельности). Причем системное мышление помогает увидеть противоречия между разными моделями, поскольку нужно создавать общее системное описание системы из множества разных моделей, которые отвечают на разные вопросы заинтересованных в системе лиц.

С помощью квадранта компетенций можно описать любое осознанное обучение. Для этого выделяется 4 стадии:

Неосознанная некомпетентность. Чтобы начать чему-то учиться надо сначала узнать о существовании этого. Аборигены, живущие в джунглях, находятся в неосознанной некомпетентности относительно знаний человеческой цивилизации и могут думать, что живут на плоской земле. Точно также многие работники предприятий не догадываются о существовании практик деятельности (методов), они просто «работу работают». Чтобы перейти от неосознанной некомпетентности к следующей стадии "осознанной некомпетентности" необходимо узнать о существовании какого-то знания (теории) или технологии, то есть того, чему можно научиться. Как говорил Сократ: " я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают даже этого". То есть большинство людей находятся на стадии незнания того, чего они и не могут знать.  

Осознанная некомпетентность. Когда человек узнает о существовании теории (знания, дисциплины) или технологии, то может осознать, что он не имеет компетентности в данной сфере деятельности, и тем более не знает, как пользоваться технологиями[1]. Например, человек может осознанно понимать, что ничего не соображает в квантовой физике. Без этого осознания невозможно начать учиться (конечно, еще необходима мотивация). Именно осознание того, что человек не имеет ответов на большинство вопросов об устройстве мира, в отличие от религии (которая призвана, наоборот, иметь ответы на все вопросы), привело к научной революции: человек осознал, что многого не знает и перестал довольствоваться ответом о том, что на всё есть воля божья. Чтобы начать учиться чему-то или исследовать неизведанное необходимо осознать и принять, что существующие (ранее загруженные в голову) картины мира не дают необходимого объяснения реальности, а потому важно умение выбирать хорошую теорию и уметь осознанно учиться. И для этого, как мы говорили ранее, человек должен осознанно встать в роль ученика и задействовать свой правый спектр мышления, чтобы разобраться с понятиями и принципами теории. Тем самым переходя на следующую стадию обучения.

Осознанная компетентность. Разбираясь в теории (дисциплине, моделях) человек получает профессиональные знания, а если учится технологии, то получает навык обращения с техникой. Например, после курсов вождения человек овладевает практикой управления транспортным средством и может водить машину. Он полностью концентрирует свое внимание на окружающей обстановке и старается выполнять все то, чему учили в теории. Вчерашний ученик отслеживает все свои действия и подчас не может расслабиться за рулем. Чтобы перейти на следующий уровень мастерства ему необходимо время на тренировку.

Неосознанная компетентность. На данной стадии человек инвестирует время в беглость мышления. Находиться постоянно в осознанной компетентности или в правом спектре мышления довольно энергозатратное занятие. Если необходимо довести мастерство до автоматизма (что не всегда нужно), то нужно перевести свое поведение из правого спектра мышления в левый спектр мышления. Например, "налет часов" езды на автомобиле делают свое дело, и через некоторое время вождение не доставляет такого дискомфорта, когда компетенция была осознанной. Также, например, пианист не концентрирует внимание на том какую ноту или аккорд нужно выдать, и в какой последовательности.

Мастерством мы будем считать именно неосознанную компетентность. К этому этапу необходимо стремиться в любой деятельности, которой вы решили заняться по серьезному. И этого вполне можно достичь посредством бесконечного развития, проходя все стадии обучения, изучая дисциплину и инвестирования достаточного времени, чтобы получить беглость в знаниях или во владении технологией.


[1] Человек может заранее осознавать, что многого не знает. В противоположность этому есть люди с так называемым эффектом «Данинга-Крюгера», которые уверены в своем знании и не осознают свою некомпетентность.

Источник: онлайн курс «Системное саморазвитие», глава 2.