Чему и как учиться: функциональные части жизненного мастерства

Определим главные требования к жизненному мастерству. Каждый человек желает, чтобы жизненное мастерство привело его счастью, успеху, благополучию, долголетию. Эти общепринятые цели можно уточнить и детализировать. Можно разделить жизненное мастерство на прикладное мастерство, мыслительное мастерство и мастерство собранности.


Определим главные требования к жизненному мастерству. Каждый человек желает, чтобы жизненное мастерство привело его счастью, успеху, благополучию, долголетию. Эти общепринятые цели можно уточнить и детализировать. Жизненное мастерство современного человека должно позволить:

  • всегда быть востребованным специалистом и профессионально играть новые роли (профессии), уметь создавать успешные системы и менять мир;
  • быть готовыми к решению любых новых задач, которые нам подкинет жизнь в будущем;
  • управлять своими интересами и потребностями, эмоциями и чувствами, вниманием и радостями (поток), а не руководствоваться только биологическими потребностями и картинами мира предлагаемых социальной средой.

Исходя из таких требований, можно разделить жизненное мастерство на прикладное мастерство, мыслительное мастерство и мастерство собранности. Данное разделение жизненного мастерства - это всего лишь модель, могут быть и другие модели. В нашей модели мы выделяем разное поведение человека своим вниманием. Такое разделение позволяет отдельно обсуждать, что необходимо развивать в себе конкретному человеку и с помощью чего это можно делать. Вот за что отвечает каждое из частей жизненного мастерства:

  • с помощью прикладного мастерства создаются рабочие продукты в виде формальных документов и систем. Уровень прикладного мастерства свидетельствует о профессионализме во владении конкретным прикладным методом или практикой. Например, практика бухгалтерского учета позволяет составить бухгалтерский баланс, практика плавания кролем создает умеющего плавать человека, а методы дорожной деятельности позволяют построить дорогу;
  • мыслительное мастерство задействуется, когда необходимо решать новые задачи: с его помощью проблема переводится в хорошо сформулированную задачу, оно ответственно за выбор лучших методов для решения поставленной задачи. Мыслительное мастерство есть у каждого человека, но у каждого оно развито по-разному. Один человек может быстро и без проблем разобрать в новом для себя бухгалтерском учете или в дорожной деятельности, а кому-то это не под силу. Вот для того, чтобы "хватало мозгов" быстро разбираться в прикладных методах и практиках, необходимо мыслительное мастерство;
  • мастерство собранности помогает собрать себя в кучку в нужное время. Про собранность обычно говорят как о дисциплинированности, упорстве, умении сконцентрироваться и т.п. Также под собранностью мы будет понимать физическую готовность тела к определенным действиям.

Степень развития мастерства определяется квалификацией или степенью мастерства. При этом совершенствоваться в мастерстве можно бесконечно, становясь в глазах окружающих гением.

Взрослые люди со средним образованием имеют, как минимум, начальную степень по трем уровням мастерства. Большинство из нас развивали собранность и мыслительное мастерство в школе и ВУЗе. Преимущественно это происходит неосознанно, и, может, до сих пор некоторые не понимают их ценность. После ВУЗа озабоченные саморазвитием люди осознанно стремятся «прокачать» свои прикладные компетенции специалиста. Мучаются вопросами «где учиться» и «чему учиться», охотятся за новыми best practices, ходят на конференции и посещают трехдневные прикладные курсы. И интуитивно правильно делают. Результат в физическом мире приносит именно прикладное мастерство. Ведь работодатель требует мастерства в нужных ему прикладных компетенциях специалиста. Однако недостаточная квалификация в собранности или мыслительном мастерстве не позволяет быстро освоить новые прикладные практики. Личная образовательная траектория человека должна учитывать три вида мастерства, и человеку нельзя руководствоваться нормами обучения прошлого века обращая внимание только на прикладное мастерство.

Еще недавно нормы жизнедеятельности подчинялись одной доминирующей стратегии. В детстве и юности человек обучался (хоть и неосознанно) собранности и мыслительному мастерству, чтобы потом выбрать профессию и успешно освоить ее. Высокая квалификация собранности нужна в любой деятельности. Хотели бы вы стать офицером, ученым или музыкантом, но без собранности никуда. Без нее сложно достигать профессионального мастерства, поэтому ее ставили первой и взрослые старались обращать внимание ребенка, что нужно достигать в собранности высокого мастерства. Что касается мыслительного мастерства, тот, кто выбирал профессию попроще, довольствовались средней квалификацией по мыслительному мастерству. Государственное обучение не допускало излишней переквалификации: нет смысла токарю или пианисту изучать матанализ. Мыслительный фундамент закладывался ровно такой, чтобы человек мог освоить и далее совершенствоваться в прикладных компетенциях по выбранной профессии. Даже после профтехучилища можно стать токарем 6 разряда, то есть получить высшую квалификацию в мастерстве специалиста.

Смена профессии до недавнего времени была нераспространенной практикой. Поэтому требований к изменению или наращиванию методологического мастерства не было. Сейчас прикладные практики начали меняться стремительно по сравнению с прошлыми веками, а имеющийся опыт стал чаще обнуляться. Можно быть мастером в токарном деле или в практике SEО-оптимизации, но это знание прикладной деятельности не гарантирует быстрого переобучения, если вдруг надобность в вашей компетенции пропадет. Высокое мастерство в прикладной практике не убережет от проблем в будущем. Более того, если в начале 20 века вдруг извозчику хватило бы интеллекта переучиться в таксиста, то он далее мог бы не беспокоиться о будущем. Но в наше время однократного переобучения может быть недостаточно. Вполне возможно, что людям 21 века придется поменять профессию не единожды. Поэтому необходимо вкладываться в развитие мыслительного мастерства, которое дает деятельностный кругозор и способность работать с разными прикладными практиками. Это достигается за счет изучения современных трансдисциплин, которые поменялись с прошлого века, а потому, многим взрослым потребуется апгрейд мыслительного мастерства.

К сожалению, многие люди, желающие саморазвития, повторяют нормы поведения своих родителей, дедушек и бабушек. Они пытаются найти грааль, позволяющий вселить уверенность в будущем, среди предлагаемых визионерами профессий будущего. Это довольно рискованная ставка, ведь даже в ИТ-сфере исчезнут многие профессии. Основой жизненного мастерства будущего является мыслительное мастерство. Фокус внимания нужно сместить с прикладного уровня на мыслительный, но при этом спокойно развиваться в той профессии, которая сейчас ближе всего по интересам. По мере развития деятельностного кругозора и усиления интеллекта, можно будет легко сделать разворот в любую сторону. Интеллекта хватит, чтобы быстрее остальных освоиться в новой деятельности.

Кроме того, многим взрослым потребуется заново осваивать роль ученика. Бытующий стереотип о том, что "я свои университеты уже закончил", свидетельствует о потере навыков обучения. Многие взрослые редко осознанно занимаются самообразованием, планируя свое обучение на период от нескольких месяцев до нескольких лет. Люди 20 века изредка проходили курсы повышения квалификации в рамках выбранной профессии, сейчас обучение становится мейнстримом, но пока ограничивается короткими курсами и часовыми мастер-классами, от которых хотят исключительно практической деятельности без излишней теории. Да еще, желательно, в игровой форме. В роль ученика взрослые встают с неохотой, не могут удержать внимание на сложном материале в течение 1-2 часов и не могут закончить длительные курсы с регулярным домашним заданием. В школе и вузе не учат осознанно исполнять роль ученика. В частности, планировать свое развитие и мотивацию, управлять вниманием на разном временном промежутке (от момента до часов, от дней до лет), управляться с эмоциями и чувствами, владеть своими мыслями и телом. Без собранности невозможно освоить новые и непростые трансдисциплины мыслительного мастерства.

Освоение трех видов мастерства происходит по спирали и даже одновременно. При изучении дисциплин или трансдисциплин мы разделяем их по трем уровням и изучаем дисциплины в отдельности друг от друга. Например, теория сознания объясняет нам как работает внимание и как его тренировать, системное мышление помогает увязывать между собой разные картины мира, управленческий учет учит составлять финансовое описание деятельности. Однако, когда мы тренируемся или работаем, то у нас задействуются сразу все уровни мастерства. В роли бухгалтера человек применяет дисциплину управленческого учета и использует ИТ-программу "1С", понимает, как финансовую картину мира увязать с другими описания деятельности, а также концентрирует внимание на данной деятельности, ограничивая попадание в свое сознание других забот и тревог.

Таким образом, постоянное обучение означает параллельное или спиральное развитие мастерства собранности, мыслительного мастерства и прикладного мастерства специалиста. Управление своим жизненным мастерством — это основа личной образовательной траектории. Совокупность трех видов мастерства и высокая квалификация в них позволяет человеку быть не только востребованным обществом, но и жить интересной жизнью. О каждом виде жизненного мастерства говорится в следующих разделах.

Источник: черновик онлайн курса «Введение в системное мышление», глава 2