10 принципов как улучшить ваши заметки и письмо

Ваши заметки это не просто ваша база знание в экзокортексе. Это и есть ваши знания, делая разные связи и отсылки в заметках, то же самое вы делаете в своей голове. Тем самым развивая заметки, развивая мышление письмом, вы развиваете себя, как личность.

Принцип 1 Письмо не является результатом мышления, это среда в которой происходит мышление

Заметки помогают лучше учиться и запомнить информацию на долгосрочную перспективу. Они помогают лучше понять то, что вы прочитали, с чем ознакомились. Изложение мыслей в письме помогает вам докопаться до истинного смысла прочитанного, через фиксацию пойманной мысли своими словами. Так же заметки подсветят те пробелы, которые у вас есть по полученным знаниям.

Принцип 2 Делай свою работу так, будто письмо единственное, что имеет значение

Пока вы не поделились идеей с другими - её нет. Мыслями надо делиться, что бы они были изучены и проверены/исследованы/получена обратная связь. Имея чёткую цель перед изучением материала, вы вряд ли  будете пытаться записывать каждую мелочь, каждое слово. Вы будете стремиться делать заметки по самой сути, по основам того, что написано, для той цели которой вы хотите достигнуть.

Принцип 3 Никто никогда не начинает с нуля

Никто не начинает писать с нуля. Все пишут начиная со своего интереса/кругозора, опираясь на какую-либо изученную концепцию. Заметки, которые вы делаете не просто улучшают следующие заметки/публикации, а делают их вообще возможными. В итоге, опираясь на свою базу заметок, вы проделаете путь от "Мало о чём писать (я не знаю о чём писать)" до "Как же много идей, о которых можно написать"

Принцип 4 Ваши инструменты и методы так же ценны как и рабочий процесс.

Инструменты и методы, которые вы используете не должны увеличивать сложность создания заметок, они должны упрощать эту деятельность. Более того, правильно подобранные методы и инструменты, дополняют друг друга и становятся частью рабочего процесса. Как пример, техника написания заметок или инструмент OneNote и т.д.

Принцип 5 Стандартизация даёт возможность творчеству

Проработайте свой формат или подсмотрите чей то, но ваш подход к работе с заметками должен быть стандартизирован, а не бессистемен. Не надо просто складировать заметки. С каждой из них вы должны обращаться одинаково пропуская её через процесс фиксации и хранения мыслей который подходит вам. Тогда, когда придёт момент что-либо написать, вы не будете терять время на наведение порядка в своих заметках. Создание заметок позволяет переключаться между двумя ролями создателем и критиком, для более плодотворной работы над заметками.

Принцип 6 Качественная обратная связь улучшает процесс работы

Обратная связь может быть разной, в том числе ваши заметки тоже есть обратная связь. Когда вы пишете заметки вы можете реально понять насколько вы постигли прочитанный материал, отделить важное от менее важного. Прочитывая заметку позже, вы смотрите и оцениваете её с точки зрения критика. Ваши заметки и есть обратная связь тому что вы поняли из того что прочли.

Принцип 7 Работайте над несколькими интересами

Не забывайте, читая книгу, потратить немного дополнительного времени и делать заметки по тем мыслям, которые вы посчитали интересными для себя. Порой не важно знаете ли вы как эти мысли будут использованы в будущем или нет. Старайтесь больше читать и больше делать заметок, самые классные идеи порой появляются там где вы их совершенно не ждёте.

Принцип 8 Организовывайте свои заметки по контексту, а не по теме

Есть два метода хранения информации метод библиотеки и метод писателя. Библиотекарь спросит себя: "Где я хочу сохранить эту заметку?" Писатель же спросит: "В какой ситуации я захочу наткнуться на эту заметку?"
Первый подход проще для первоначального определения где хранить заметки, но в будущем, когда они разрастутся до размеров энциклопедии, вам будет сложно сформировать из них полноценный и интересный текст. Второй подход заставляет задуматься сразу, как я вижу эту заметку в будущем, в каком тексте она может мне пригодиться? И, исходя из этого, дополнить/поправить уже существующие заметки при помощи новой.

Принцип 9 Всегда следуйте по самому интересному пути.

Часто мы перестаём что-либо изучать, потому что мы перестаём понимать для чего нам нужен тот или иной материал или теряем связь между собой(своими целями) и потребляемой информацией. Вот почему надо стараться изучать то что тебе интересно. Так больше шансов достигнуть успеха.
Зачастую мы слышим "Составьте план, и строго следуйте ему, все интересы, которые идут в разрез с планом должны игнорироваться." Но история знает много моментов, когда именно следование интересам приводило к величайшим открытиям. Именно так была открыта ДНК. Команда ученых, получив грант на изучение лекарства от рака, открыла ДНК. С одной стороны, план помогает держать всё под контролем, с другой важно контролировать направление вашей работы в том русле которое вы будем считать интересным и актуальным.

Принцип 10 Сохраняйте противоречивые идеи

Гораздо проще поддерживать рассуждения из противоположных идей, чем из однородных аргументов поддерживающих лишь одну сторону. Рассматривая идеи с разных источников информации вы можете разносторонне посмотреть на проблематику, что в свою очередь, позволит вам рассуждать и писать непредвзято.

Так как же начать делать заметки?

  1. Делайте мимолётные заметки
    Это быстрые неформальные заметки о любой мысли которая появилась у вас в голове и достойна, на ваш взгляд, для записи. Мимолётным заметкам совсем необязательно быть структурированными. Они не должны охватывать ситуацию со всех сторон, но должны служить напоминанием тому что у вас есть в голове.
  2. Делайте литературные заметки
    Это мимолётные заметки по прочитанному. А именно о том что вы хотите запомнить, подчерпнуть из прочитанного. Или то о чём в будущем вы возможно захотите написать.
    Предложение как делать литературные заметки:
    -Будьте предельно выборочны в том, что хотите сохранить
    -Сохраняйте общие заметки как можно короче
    -Заметки по прочитанному фиксируйте своими словами, не переписывайте мысль один в один из книги!
    -Делайте библиографические ссылки на источник. Так будет проще, в случае надобности, отыскать оригинальный текст
  3. Делайте постоянные заметки
    Постоянные заметки это результат пересмотра первых двух типов заметок.
    Кто-то рекомендует просматривать раз в сутки, кто-то раз в неделю, главный смысл в том, чтобы вы не забыли о чём ваша мимолётная/литературная заметка. Просматривая первые два типа заметок отвечайте себе на следующие вопросы:
    -Как новая информация опровергает, дополняет или поддерживает то, что я уже знаю?
    -Как я могу совместить идеи, чтобы создать что-то новое?
    -Какие вопросы поднимают новые идеи?

    Если вы ответите хотя бы на один вопрос, смело записывайте идею. Пишите постоянные заметки так, будто вы пишите их для кого-то другого. Т.е. не сокращайте предложения, указывайте источники, старайтесь быть максимально конкретными и краткими. После выполнения этого шага, удалите мимолётные заметки из первого шага и  литературные со второго. Переработанный результат этих заметок уже есть у вас в постоянных заметках.
  4. Добавьте ваши постоянные заметки в вашу базу знаний.
    Добавляя новые заметки ищите похожие и расширяйте их. Если тема новая, то добавьте её в самый конец. Не забывайте связывать ссылками заметки одной тематики. Можно придумать заметку-оглавление, которая будет содержать ссылки на заметки и служить точкой входа для связанной темы
  5. Создавайте свои темы и проекты для исследования снизу вверх из базы знаний.
    Когда наберётся существенное количество заметок по какой-либо теме,  можно прорабатывать свои темы, идеи для постов/статей/исследовательских проектов. Посмотрите внимательно какой информации не хватает, какие вопросы возникают, о чём ещё можно прочитать.
    Если тема стала большой, по содержанию информации, можно создать обзорную заметку, которая будет содержать общие тезисы вашей будущей работы, и служить обзорным видом с птичьего полёта по всей теме.
  6. Выбирайте тему для поста из вашей базы знаний
    Вместо того что бы выбирать тему для поста заранее, посмотрите в слип боксе на уже имеющиеся заметки и подумайте, что вам интересно. Таким образом ваша работа будет основана на ваших заметках, а не на предположении что вы можете обнаружить в литературе, которую только собираетесь прочесть. Не забудьте проследить все ссылки и связи между заметками и соберите их в вашу работу, которую вы собираетесь написать.
  7. Создайте из заметок черновик
    Не просто копируйте свои заметки в черновик, а создавайте из них связанный текст и используйте в поддержку своего аргумента, который вы хотите отразить в теме. Если в ваших аргументах, после этого находятся пробелы, не оставляйте их, попробуйте прояснить. Если не получится, значит аргумент надо сменить.
  8. Отредактируйте и вычитайте внимательно вашу работу.
    Поздравляю! Теперь, всё что вам осталось это хорошенько выверить ваш черновик перед публикацией.

Процесс создания заметок и связывание друг с другом ссылками это не просто рутина. Поиск осмысленных связей/ссылок является неотъемлемой частью процесса мышления. Работая с актуальными заметками вы гарантируете себе то, что ваше мышление основано на связанных фактах, продуманных идеях и проверяемых ссылках.

Основано на https://fortelabs.co/blog/how-to-take-smart-notes/

Большое спасибо за статью, очень хорошо все разложено! Даже взял для себя пару новых идей: про роль критика и “пока вы не поделились идеей с другими — её нет”.

Спасибо за очень информативный пост, Артем!
Довольно сложным для понимания получился принцип 8. Получается, что я заранее должен предвидеть, в какой статье или в каком проекте мне может пригодится моя текущая заметка. Можно запутаться, мне кажется.
Мне кажется, что название поста не отражает всего содержания. Потому что после 10 принципов идет еще описание жизненного цикла написания статей, а это можно было бы вынести в отдельный пост с соответствующим названием.
Также я бы очень вас попросил применить шаг 8 ко всему посту, чтобы не было досадных описок, которые портят хороший текст.

Познавательный пост. Выработанные принципы действительно улучшают мышление письмом. И добавили новую системность в моем проекте «постоянно развивающегося человека». Спасибо. 

Думаю, здесь могла возникнуть небольшая путаница. В оригинальном тексте Sonke Ahrens, послужившем основой для статьи Fortelabs, предлагается записать контекст, в котором мысль пришла вам в голову (что я предлагаю делать прямо в структуре заметки: Идея – Как я пришел(шла) к идее / Контекст – Перекрестные ссылки). И уже на следующем шаге, когда вы связываете заметку с остальными (работа над “Перекрестными ссылками”), вы думаете, в каких еще контекстах эта мысль могла бы быть полезна. И в целом, работу с перекрестными ссылками рекомендуется проводить регулярно, в тч с разными заметками.

Артем, спасибо большое за пост! Видно, что отлично поработали с материалом и пропустили через себя.
Я бы уточнила все же принцип 8 – суть принципа не в предвидении контекстов, а в том, что после появления новых заметок работа со старыми не прекращается – потому что новые заметки надо связать с уже имеющимися. В этот момент как раз можно подумать, как старые мысли употребить в новом контексте, и именно в такие моменты происходит обучение (учимся применять уже изученное в новых, доселе неизвестных контекстах).
И по поводу исчезающих (мимолетных) / литературных / постоянных заметок – возможно, будет легче, если оставить только 2 разных типа заметок – исчезающие и постоянные, причем постоянные заметки могут иметь разные статусы написания. Если мысль достойна того, чтобы попасть в ваш слип-бокс (zettelkasten), то она кратко записывается как постоянная заметка (по структуре Идея – Контекст – Перекрестные ссылки) в статусе “начало работы / краткое описание”. Дальше можно добавить статусов, например “Нужна работа с перекрестными ссылками”. Это может быть удобнее, чем 3 типа заметок, плюс сейчас программные средства такие базы данных поддерживают прекрасно.

Меня интересует тема мышление письмом с точки зрения мыслительной деятельности студентов. До последнего времени я рекомендовал студентам строить ментальные карты по дисциплине, что позволяет студенту собрать все, что он должен знать перед экзаменом. Построиени базы знаний было бы еще полезнее так как есть возможность выявлять связи между разными понятиями. У меня возник вот какой вопрос - есть особые виды мышления - например геометрическое мышление (трехмерное). Вроде бы геометрическое мышление в мышлении письмом поддержать невозможно. Есть еще вычислительное мышление программистов - тут тоже мышление письмом не поможет. Или я ошибаюсь?

“Вычислительное мышление программистов … мышление письмом не поможет” хмм… Количество кода написанное программистами текстом опровергает этот тезис. Или вы что-то другое имели в виду?

С геометрическим мышлением в пространственной его части видимо без визуальщины никуда. Но с его логической составляющей все ок - “сумма квадратов катетов…” и куча доказательств текстом это поддерживают.

PS: ну и книжку от АЛ тут для контекста упомяну https://ridero.ru/books/vizualnoe_myshlenie/

ох, как сложно заставить себя делать заметки по прочитанному. Даже когда читаешь и думаешь “надо записать”, чаще всего потому что читаю с телефона, и заметки надо бы тоже там оставлять, и приложение удобное есть… но так сложно оторваться… а надо бы научится, поставить какой то триггер
Вторая мысль - читать по два раза, но столько интересных книг, что не хочется на это тратить время.