Общественный взгляд на образование

В создании личности задействовано большое число людей, многие из которых необязательно являются учителями. Человек обучается всю жизнь, но большую часть жизни человек учится неосознанно. Ребенка учат родители, воспитатели в детском саде, учителя в школе и вузе, наставники на работе. Реклама тоже обучает человека. Например, как правильно использовать новинки прогресса.


В создании личности задействовано большое число людей, многие из которых необязательно являются учителями. Человек обучается всю жизнь, но большую часть жизни человек учится неосознанно. Ребенка учат родители, воспитатели в детском саде, учителя в школе и вузе, наставники на работе. Реклама тоже обучает человека. Например, как правильно использовать новинки прогресса.

Образование в широком смысле – это процесс «помещения» в мозг человека моделей мира. Хорошие картины мира повышают вероятность хороших решений, а плохие – могут даже поставить крест на передачу генов. Риск неправильного решения со временем перестал быть фатальным, последствия плохих решений наступают не сразу и даже не всегда понятно какое именно из многих повседневных решений привело к неудаче. Плохие картины мира живут промеж людей, и выбраковываются медленно. Бабушка может передать свой жизненный опыт наряду со своими предрассудками. Учебное заведение может учить хорошей предсказательной научной теории, а может учить устаревшему знанию прошлого века. Обучение научным и ненаучным картинам мира сопровождает человека всю жизнь, и часто человек потребляет их вперемешку.

Обсуждая образование в широком смысле, важно сначала понять с какой точки зрения мы смотрим на этот важный процесс жизнедеятельности? Как мы уже знаем, на реальность можно посмотреть с разных точек зрения. Результаты рассмотрения хоть и будут несовпадающими, но будут верными: общественный или личный взгляды одинаково имеют право на существование.

В своей лекции «Образование: кому и зачем?» Ноам Хомский разбирает общественный взгляд на образование. В течение всей истории образованная элита по-разному относилась к целесообразности распространения знания, видя в этом то положительные, то отрицательные последствия для себя или для общества. Совсем необразованные люди, могут угрожать элите физической расправой, а слишком образованные – особому статусу и привилегиям.

В настоящее время нет публичных дискуссий о пользе образования, право каждого человека на образование закреплено национальными и международными правовыми актами. Однако, соотношение научных и ненаучных картин мира, доносимых до масс, далеко еще не в пользу первых. Например, на телевидении рассказывают про плоскую землю, люди массово слушают астрологические прогнозы, рассылают электронные письма 10 друзьям, чтобы привлечь удачу или отвести от себя порчу. Все это тоже часть образования в широком смысле, которое закладывает общественные шаблоны поведения.

Невозможно говорить, что обучение человека происходит только в школе, вузе и на курсах повышения квалификации. Большое количество людей, участвующих в обучении человека в течение жизни, преследуют свои цели и передают знания, которые считают важными для человека или для себя. Обучение происходит в семье, родители заинтересованы в личном счастье для ребенка, но не всегда могут помочь выбрать профессию будущего. Государство старается воспитать послушного, патриотичного и продуктивного члена общества, но не может гарантировать достойной жизни и востребованности. Рекламодатель навязывает норму поведения с учетом своего продукта, преувеличивая исполнение желаний и удовлетворения потребностей.

Шаблонное мышление[1] притягивает своей простой и пропагандируемой универсальностью. Корпорации и небольшие компании, государственные администрации и общественные организации, а также СМИ, блогеры и другие поставщики контента быстро доносят свои картины мира до массовой аудитории.

Любому человеку понятнее и спокойнее, когда есть шаблон действий[2]. В любой сфере деятельности каждый стремится получить алгоритм, такую пошаговую инструкцию – делай раз, два, три. Но одно дело, когда сформирована способность вырабатывать для себя такие «1, 2, 3,…» в новом деле[3], а другое дело, когда человек не может действовать без подсказки. Задавая якобы простой вопрос человек часто раздражается, если не получает эти пошаговые инструкции в качестве ответа. Шаблонное мышление потребителя формируется, когда человеку в удобной и простой форме доносят определенные модели мира, по которым он живет и принимает решение на автомате. Учебные заведения, гарантирующее общий минимальный стандарт, также закладывает шаблонность мышления. Шаблонность мышления – это не зло, зло – это плохие шаблоны и не осознанное применение шаблонов.

Не осознавая воздействие окружающей среды, которое транслирует человеку шаблонные модели мира, невозможно говорить про личный взгляд на образование. В детском возрасте сложно уклониться от отрицательных воздействий государственной образовательной системы. Но в зрелом возрасте разборчивость в картинах мира и понимание целей поставщиков контента создает для человека возможность задавать требования к личному образованию.

Сам человек тоже участвует в образовательном процессе, занимается самообразованием или осознанным обучением. Но одно дело, когда выбор делался за тебя, а другое дело самостоятельно разбираться чему учиться в течение всей жизни. Этому не учат осознанно в школе или вузе. Поэтому часто выбор чему учиться делается исходя из общепринятых моделей мира или, как говорят, интуитивно, то есть «к чему душа лежит». Но «душа», скорее всего, будет лежать к той же общепринятой модели мира, которую вы неявно почерпнули из окружающей среды: родители так говорят, друзья так думают, блогеры рассказывают, что так делают, лидеры мнений так рекомендуют. При этом обучение сложным контринтуитивным теориям всегда будет проигрывать простым и красиво упакованным историям, легендам, постам инфобизнесменов и т.п. Чтобы не оказаться в море общественных шаблонов необходимо плыть по собственной образовательной траектории.


[1] Шаблонное поведение отличается от рефлекторного поведения тем, что оно осознанно.

[2] Например, при встрече в ответ на слова «Привет, Как дела?» может следовать шаблонный ответ «Привет, все отлично, а как у тебя?» и/или шаблонное действие пожимание руки. Применяемые человеком шаблоны могут меняться, в зависимости от настроения или собеседника, оставаясь при этом одним из заранее заготовленных вариантов (привычкой).

[3] Способность бесконечно-развивающегося деятеля.


Источник: черновик онлайн курса «Введение в системное мышление».

Церен, добрый день.
Не могли бы вы привести пример шаблонного мышления и не шаблонного, шаблонных моделей мира и не шаблонных?
Спасибо.

Артем, шаблонность мышления и последующее поведение необходимо отличать от рефлекторного поведения тем, что оно осознанно. Шаблон мышления - думание по алгоритму, причем возможно в разных ситуациях. Шаблонное мышление приводит к шаблонному поведению. Шаблонные модели миры - это описание мира или описание ваших действий. Не шаблонные действия, когда вам приходится разбираться в ситуации и вырабатывать решение, когда нет готовых алгоритмов. Это потребует усилий и времени. Например, шаблонное поведение - каждую пятницу ходить в бар или выпивать по вечерам дома. Мышление человека воспроизводит шаблонную картину мира “пятница - развратница” или “вечер тяжелого дня может быть скрашен рюмкой”. Или когда при встрече с кем то здороваетесь, то это тоже шаблонное поведение. Шаблоны - это не зло, зло - это плохие шаблоны (картины мира).
Не шаблонное мышление - это когда при встрече, вы начинаете обниматься в то время как ваш обычный шаблон поведения - это пожимать руку. Шаблон может быть личный и общественный. Ваш личный шаблон поведения использования в проекте системного мышления может не соответствовать шаблону проектной деятельности на вашем предприятии.
Кстати, вот в тексте есть примеры: “На телевидении рассказывают про плоскую землю, люди массово слушают астрологические прогнозы, рассылают электронные письма 10 друзьям, чтобы привлечь удачу или отвести от себя порчу.” Тут и плохие картины мира, и шаблонное поведение.

Стало понятнее, спасибо!