Обучение: Изучение абстрактного мира и создание рабочих продуктов в мире физическом

Обучение можно разделить на два процесса. Первый - это процесс "закладки" или помещения в голову картин мира (теорий) из абстрактного мира, а второй - это тренировка мастерства, в том числе в освоение технологии в физической реальности.


Человеческий ребенок в отличие от детенышей других животных значительное время не приспособлен к самостоятельной жизни в обществе. Среда обитания животных не так сильно поменялась по сравнению со средой обитания человека. Человеку требуется значительное время на обучение, чтобы вписаться созданную цивилизацию. Как и любое животное человек от рождения имеет инстинкты, заложенные природой, а все остальное – то, кем вырастает человек - приходит извне. Среда формирует человека, в том числе влияет на запуск заложенных в геноме биологических «программ». Однако, человеческие особи отличаются друг от друга не столько биологическими различиями, сколько уровнем знаний и мастерства.

Обучение можно разделить на два процесса. Первый - это процесс "закладки" или помещения в голову картин мира (теорий) из абстрактного мира, а второй - это тренировка мастерства, в том числе в освоение технологии в физической реальности.

Например, бухгалтер изучает практику под названием бухгалтерский учет. Дисциплина обычно называется по названию практики. Дисциплина бухучета состоит из таких абстрактных понятий как актив и пассив, в ней определяются принципы такие как принцип начисления и принцип непрерывности, постулируются правила ведения учета такие как двойная запись. Технологиями бухучета могут быть Excel или бухгалтерская программа 1C. Невозможно пользоваться или изучать технологии не зная теории. Рабочим продуктом практики бухгалтерского учета будут появившиеся в физическом мире документы - бухгалтерский баланс или отчет о прибылях и убытках.  Еще один пример - это обучение плаванию кролем. Практика также называется по дисциплине "Кроль". Теория включает в себя такие понятия как гребок, вдох-выдох, скольжение и т.п. Технология - это техничное владение необходимыми частями тела для выполнения описанных в теории движений. Чтобы научиться плавать кролем необходимо знать теорию и осваивать технику плавания (освоить технологию телесных движений).    

Как видите, в обучении важна и теория/дисциплина, и технология. Хотя многие люди недооценивают либо одно, либо другое. Изучение простой теории не позволит создавать рабочие продукты, поэтому человек остается теоретиком, не становится деятелем, меняющим мир. Но и "практик" (любимое слово обывателей, обозначающее, по их мнению, людей дела) без теории в голове затратит слишком много времени на формирование мастерства. Ему придется заново изобретать теорию (хотя он это не будет осознавать), набивая шишки и рискуя качеством рабочих продуктов. В простой деятельности это может быть оправдано, но в сложной деятельности или, когда ставки высоки нельзя применять только метод "проб и ошибок". Горе-практик не имеет возможности тестировать и улучшать свое понимание теории или быстро прилаживать ее к конкретным ситуациям. Деятель понимает важность выбора и изучения хорошей теории, а также важность тренировки технологий путем тестирования и получения обратной связи в реальной жизни. 

В процессе обучения за всю жизнь в голову человека попадают научные теории и ненаучные картины мира. Хотим мы или нет, но влияние родителей и бабушек, друзей и коллег, рекламы и культуры - это тоже обучение и формирование личности человека. Человек в процессе такого обучения учится жить в социуме и получает жизненное мастерство. В каждой сфере жизни - в работе или финансах, в вопросах здоровья или семейных отношениях, в спорте или хобби - человек может одновременно придерживаться научных теорий, социальных стереотипов, религиозных заветов или интуитивного опыта, в том числе своей бабушки. Необходимо осознавать, что обучение происходит постоянно, только либо человек сам управляет тем, что закладывается ему в голову и далее тренирует необходимые технологии, чтобы создавать рабочие продукты, меняющие мир, либо ему кто-то закладывает простые картины миры. Эти простые картины мира особо не требуют усилий на усвоение и на освоение специальных технологий. Однако, в таком случае вы будете заложником социальных стереотипов (бытовых или обывательских картин мира) и будете действовать по предложенному кем-то шаблону, даже не осознавая это. 

Мастерство - это способность что-то создать в физическом мире, а быстрое достижение мастерства возможно, если тренироваться применять соответствующие модели/теории в реальной жизни. Теория - это отражение части реальности в голове, (вы понимаете, как устроен мир, как он описан, как сделать что-то в физическом мире), но мастерство, это когда вы реально с помощью этой теории и специальной технологии смогли что-то сделать в физическом мире (рабочий продукт). Деятель обучается мастерству, и делает он это постоянно, таким образом, становясь бесконечно-развивающимся.

Как вы уже поняли, обучение мастерству может быть осознанным и неосознанным. Под неосознанным мы будем понимать обучение, когда человек осознанно не встает в роль ученика, то есть не концентрирует свое внимание на формальном изучении теории и/или тренировке технологии. Поэтому неосознанное обучение происходит не только, когда внешняя социальная среда влияет на человека. Неосознанно или исподволь учат, применяя игровую форму обучения. Но игровая форма обучения позволяет поставить детей в роль ученика, и не отменяет изучение теории. В то время как взрослые на бизнес-обучении часто желают игровой формой избежать трудностей в изучении сложных дисциплин. К сожалению, игровая форма или другой метод обучения "смотри на меня и повторяй" (например, в танцах) не дают эффекта в скорости и качестве обучения сложным теориям и технологиям. Необходимо осознанно вставать в роль ученика, например, при помощи практики "Помодоро", концентрировать внимание и изучать понятия, принципы и другое содержание теории, а далее осваивать технологии (выбранные на основании теории). Например, вряд ли можно различить слаломные горные лыжи от универсальных любительских, если не разбираться в теории горнолыжного спорта.      

Роль ученика опирается на способность человека управлять своими желаниями и откладывать их удовлетворение. Ведь для обучения необходимо время, в течение которого может быть недостаточного положительного подкрепления. Поэтому часто сложные практики неподготовленный человек (не обладающий мастерством собранности) освоить не способен. Тем более, если он не понимает, как устроено обучение и как его можно ускорить, чтобы быстрее получать рабочие продукты. Именно получаемые рабочие продукты формируют положительную обратную связь и дают смысл обучению.

На интуитивном уровне каждый человек понимает, что необходимо учиться, но не все могут совладать с проблемами, которые задает эта одна из самых сложных деятельностей. По сути, в процессе обучения в мозге происходят биологические изменения - формируются новые клетки, отращиваются новые нейронные связи. И это не быстрый физиологический процесс, который требует повторения, размышлений и собранности. Поэтому обучение не сводится только к потреблению информации (хотя ее качество важно для решения задач), а требует реализации практик размышления (например, мышление письмом или мышление проговариванием) и приложения внимания в моменте, в течение минут, дней, месяцев или нескольких лет.

Источник: черновик онлайн курса «Введение в системное мышление», глава 2.