Системное разбиение: 5 часто встречающихся ошибок на примере курса "Введение в системное мышление"

В ходе работы с возможностями в рамках курса "Введение в системное мышление" у студентов зачастую возникают проблемы с выделением целевой системы и надсистемы. Поэтому сегодня рассмотрим 5 наиболее часто встречающихся ошибок на примере курса "Введения" как рабочего (для ШСМ) и личного (для студентов) проекта.

Ошибка №1: выделять целевую систему просто по факту существования в физическом мире (например, "поясница", "курс Введения")

Целевую систему всегда выделяем не просто так, а с какой-то целью: нас зачем-то интересует эта система, она дает какое-то изменение реального физического мира, и вот это вот изменение нас волнует. Проверочный вопрос для выделения целевой системы: "Что меняется в реальном физическом мире? Какие именно изменения (если их много) нас интересуют?" Например, для курса "Введения" целевой системой является студент с поставленными практиками собранности (помодоро, медленное чтение, мышление письмом и тп), те знающий эти практики, умеющий их применять и еще и применяющий их в рабочих и личных проектах, умеющий определить личную образовательную траекторию. Изменение, которого хочет добиться и студент, и ШСМ – это изменение в результатах деятельности студента в физическом мире: успешное завершение проектов, поиск и реализация новых интересных возможностей, умение довести дело до конца (или бросить его, если оно перестало быть выгодно). Вот для того, чтобы этих изменений добиться, и используем курс, в ходе которого ставим практики собранности.

Обратите внимание, что сам курс при этом целевой системой не является ни для студента, ни для ШСМ, курс находится в составе системы обеспечения "студента с измененным куском мозга" (описан не просто студент, а студент в измененном состоянии). В случае личных систем, особенно связанных со здоровьем, принцип будет такой же: нужны не просто "поясница", а "здоровая поясница", "отсутствие боли в определенных ситуациях движения", к примеру.

Ошибка №2: выделять систему только однозначно и с "распиливанием" ее на части

Системы и системные уровни всегда выделяем с какой-то целью, поэтому системных разбиений для одного и того же физического объекта может быть много. Например, мы можем рассмотреть курс "Введения" из роли разработчика курса/instructional designer с целью изменения/уточнения содержания: добавить блок про работу с эмоциями, про работу со вниманием через тело в модуль по "Инженерии психики", уделить больше внимания системному разбиению и предпринимательским знаниям в модуле "Возможности". Можем рассмотреть курс с точки зрения студента с целью уточнения непонятных формулировок: уточнения формулировок в ДЗ, понятий ("что такое системное мышление"). А можем рассмотреть курс с точки зрения разработчиков блога и платформы MS Teams с целью обеспечить студентам и преподавателям доступ к материалам курса. В зависимости от цели системные разбиения/рассмотрения будут разными, и роли, участвующие в обсуждении, будут разными в этих ситуациях.

Кроме того, с какой бы целью мы не рассматривали курс, мы не "распиливаем" его на части физически, не разбираем сервера, на которых находится MS Teams, не разбираем нашу целевую систему – студента с поставленными практиками – на запчасти, не вставляем ему другой кусок мозга физически (не имплантируем чипы и тому подобное). Уровни всегда выделяются вниманием в работающей системе (работающая означает "меняющая реальный физический мир").

Ошибка №3: путать "целевую систему" и "нашу систему"

Зачастую при выделении целевой системы целевой пытаются назвать "нашу систему", систему, которая находится в фокусе внимания у конкретной команды в данный момент, систему, которую эта команда делает. Данная проблема особенно актуальна, когда рассматриваем рабочие проекты, в частности ИТ-проекты, поскольку там могут быть очень длинные цепочки обеспечения (в личных проектах обычно короче). Например, разработчик образовательной платформы AIsystant мог бы сказать, что целевой системой является образовательная платформа AIsystant, где будет размещен текст онлайн-курса, но это ошибка: целевой системой курса является "студент с поставленными практиками собранности, умеющий определить свою образовательную траекторию", а платформа находится в составе системы обеспечения системы обеспечения (обеспечивает размещение текста для курса "Введения", курс – в системе обеспечения, AIsystant – в системе обеспечения курса). Разработчик платформы ошибся и спутал "целевую систему" и "его систему", которой он занимается непосредственно.

На самом деле цепочка системы обеспечения курса "Введения" с точки зрения ШСМ выглядит следующим образом:

ЦС: студент с поставленными практиками собранности, умеющий определить личную образовательную траекторию

Система обеспечения: курс "Введение в системное мышление"

Система обеспечения системы обеспечения: MS Teams, блог ШСМ, в будущем – AIsystant

Система обеспечения системы обеспечения: оргструктура ШСМ, которая отвечает за приобретение лицензий, найм разработчиков для блога и настройки Teams, etc.

Если рассматривать курс "Введения" со стороны студента, для которого обучение на курсе будет личным, а не рабочим проектом, то видим, что целевая система останется такой же – "я с поставленными практиками собранности и умеющий определить личную образовательную траекторию". При этом "его система" (которую студент "делает") совпадет с целевой, в отличие от случая с разработчиком AIsystant, но нужно понимать, что это именно совпадение, и сущности "целевая система" и "наша система" могут быть разными объектами.

Цепочки системы обеспечения для обучения на курсе "Введения" как личного проекта будут рассмотрены в отдельном посте.

Ошибка №4: после определения целевой системы идти вниз по системным уровням

Очень часто после выделения целевой системы есть соблазн нырнуть по системным уровням ниже и развернуть дальше цепочку системы обеспечения, как это было сделано в описании ошибки №3. Но нужно понимать, что в этом описании цепочка была развернута с целью показать, что нужно верно определять целевую систему и не путать ее с частью системы обеспечения. Системное же мышление заключается в том, что на 1 шаге определяется целевая система, а на втором шаге – окружение целевой системы и надсистема. И только после определения целевой системы и надсистемы делается шаг вниз и определяется система обеспечения.

Почему это важно: целевая система меняет физический мир, мы обычно определяем целевую систему с целью что-то с ней сделать, изменить ее состояние так, чтобы изменился результат работы целевой системы в ее окружении. Студент с поставленными практиками собранности нужен не просто так, не потому что это "круто", а потому что такой студент способен запускать и реализовывать успешные проекты, меняющие мир или его часть (от "изобрести лекарство и запустить ракету в космос" до "сделать удобнее подписание юридических контрактов"), способен самостоятельно сформировать запрос на обучение и понимать свою образовательную траекторию (не просто пойти "поучиться программированию / дизайну / вышиванию", а понимать, что он хочет получить от обучения, какие языки программирования / инструменты дизайна / приемы вышивания лучше подходят его цели, как эти знания будет применять, как это может повлиять на личные и рабочие проекты). Если мы рассматриваем личные проекты, связанные со здоровьем, например, в качестве целевой выделяем "здоровую поясницу / какую-то другую часть тела", надо понимать, что она нам нужна не сама по себе, в отрыве от всего остального – хотя, безусловно, быть здоровым лучше, чем быть больным – но все же что запрос на выделение такой системы как "здоровая поясница" появился, потому что мы испытываем боль в этой области в каких-то ситуациях движения. И поэтому с точки зрения этой системы надсистемой будут те самые ситуации движения, в которых появляется боль.

Всегда помним, что целевая система не только меняет физический мир, она еще сама выполняет какую-то функцию в надсистеме: "здоровая поясница" обеспечивает беспроблемное движение, "студент / я с поставленными практиками собранности" обеспечивает успешную реализацию проектов, доведение дел до конца, бесконечное развитие. Кроме того, запрос на изменение состояния целевой системы – студента или поясницы – прилетает всегда с более высокого уровня (надсистемы), а правится на более низком (чаще всего при помощи системы обеспечения, например, при помощи прохождения образовательного курса, изучения практик и регулярного применения этих практик до постановки автоматизма). Поэтому важно после выделения целевой системы правильно определить надсистему, поскольку надсистема (и внешние роли по отношению к целевой системе) будут заказчиками изменений в целевой системе, будут готовы заплатить ресурсами за это изменение.

Ошибка №5: не уделять достаточно внимания работе с надсистемой

Работа с надсистемой – предпринимательская область интересов. Внешние роли, имеющие некоторые интересы по отношению к целевой системе, их потребности, количество времени / денег / иных ресурсов, которыми они готовы заплатить за изменение в целевой системе – это все интересует предпринимателя, предприниматель постоянно работает с этими объектами внимания (см главу 11 учебника "Системное мышление 2020").

Здесь, наоборот, путаница чаще возникает в личных, а не рабочих проектах: в рабочих проектах роль предпринимателя как-то выполняется (хоть и не всегда хорошо), а когда речь заходит о личных системах, выделение "заказчиков" измененной целевой системы вызывает сложности. При поступлении на курс "Введение в системное мышление" мы просим студентов написать небольшое эссе о целях обучения – заставляем сформулировать те самые потребности, которые привели на курс, и сами их изучаем, чтобы понять, подходит ли абитуриенту данный курс, или лучше порекомендовать другой. Это нужно ШСМ, чтобы понять, с какими запросами в школу приходят и как мы можем эти запросы удовлетворить; это нужно самому студенту, который в данном проекте по обучению выступает как заказчик обучения.

В случае личных проектов (особенно образовательных) надо обязательно учитывать себя как заказчика обучения (себя как исполнителя внешней роли). Но помимо вашей могут быть и другие внешние роли, непосредственно заинтересованные в результатах постановки практик собранности – например, ваша семья, с которой вы стали проводить больше времени после того, как разобрались со своим расписанием; или, может, у вас с друзьями давно была идея по реализации какой-то возможности, которую вы постоянно откладывали в дальний ящик – а потом применили изученные в ходе курса "Введения" практики и определили, что данный проект имеет смысл, и пробуете его сделать (или избавились от проекта, если идея после работы с чеклистом возможностей оказалась не так хороша – это тоже отличный результат, тк вы перестали удерживать внимание на плохом проекте). Если вы работаете с ассистентом/ помощником, то постановка практик собранности может привести к тому, что вы сняли с помощника задачи вроде "послужить живой напоминалкой о событии" (за помощника это делает календарь) и можете отдать ему на аутсорс задачи посложнее – написать ему "метод работы", описать / показать технологии, которыми нужно пользоваться, и дальше приглядывать только за результатами работы. Во всех вышеописанных случаях непосредственными бенефициарами от постановки практик собранности будете не только вы, но и окружающие – возможно, их потребности тоже стоит учесть, когда будете формулировать проект (образовательный, личный, рабочий и тп). Помним, что ролей всегда минимум на одну больше, чем вы изначально определили, а может, и не на одну.

Заключение

Выделение системных уровней вниманием и работа с ними – суть системного мышления, поэтому проведению правильного (с точки зрения вашей цели) системного разбиения надо уделять особенное внимание, не допускать в нем явных ошибок. Обязательно учтите надсистему, интересы внешних ролей к изменению целевой системы, количество ресурсов, которыми исполнители этих ролей готовы заплатить за это изменение. Если не хватает знаний по работе с надсистемой – значит, нужно уделить больше внимания получению знаний в области предпринимательства.

Спасибо за статью, но очень тяжкое восприятие и усвоение описанных ошибок.

Дмитрий, это нормальная ситуация. Вы еще только в самом начале курса и еще не прошли темы, необходимые для понимания текста (это и модуль 3 про роли, и модуль 4 про системы), не пробовали выделять личные системы. Без этого понять статью будет тяжело – нет нужного понятийного минимума, нет тренировки в его применении.
Пока спокойно осваивайте текущий материал курса. Когда доберемся до модуля 5 "Возможности", это все станет гораздо понятнее и проще. А статья поможет справиться с ошибками при работе с чеклистом возможностей)

Анна, ОГРОМНОЕ спасибо! Прочитал 2 раза с интервалом в сутки. Все разложилось по полочкам, понимание детализировалось. 

Пожалуйста, Владимир) Отлично, что получилось уточнить понимание системного разбиения. Надеюсь, поможет разобраться с вашими личными проектами)

Анна, большое спасибо! Очень полезный пост.

Спасибо, Антон)

Привязка к конкретным примерам очень помогает! Особенно, когда на одну идею несколько разных примеров – гораздо лучше удаётся понять материал. Благодарю за развёрнутое объяснение ?