Чему учиться уже образованным?

Занимаясь парой-тройкой прикладных практик, умнее не станешь, интеллект не разовьёшь. Интеллект трансдисциплинарен, он по ту сторону от прикладных практик, сами прикладные практики его объекты. Эти трансдисциплины могут быть неосознаваемые «народные», «самопальные», или наоборот — хорошо осознаваемые лучшие известные на данный момент человечеству, SoTA.  Если это SoTA трансдисциплины, то это лучшие известные человечеству способы рассуждения о прикладных практиках, о методах прикладной работы, прикладного мастерства.

Много ли таких SoTA трансдисциплин вы изучали в школе, бакалавриате, магистратуре традиционной государственной системы образования? Можно поспорить, что ничтожное количество. Вот физкультура там была предметом, который понятным образом влияет на качество последующей жизни: здоровое тело может долго поддерживать ясность внимания, меньше уставать за полный рабочий день. Но большинство других предметов имели более чем прикладное значение, сегодня их знание не помогает ориентироваться в непрерывно меняющейся жизни, не используется никак.

Прошивку интеллекта, полученную в традиционном образовании, нужно менять на современную 2020 года, нацеленную на жизнь в условиях полной рабочей неопределённости.

Вспомним театральную метафору. Работа интеллекта, мышление нужно, чтобы учиться играть разные проектные роли в проектах, как жизненных спектаклях. Мастерство в каких трансдисциплинах даст нам мастерство в мышлении, то есть мастерство справляться со всё новыми и новыми ситуациями, с новыми и новыми задачами?

Структура учебного стандарта для мастерства в мышлении с краткими пояснениями в рамках театральной метафоры:

  • Ролевое мастерство, в котором выделим:
    • Деятельностный кругозор — системные менеджмент, инженерия, предпринимательство, лечебная деятельность, правоохрана, и т.д. Вам нужно знать пьесу целиком, а не только свою в ней роль. Распознавать партнёров по спектаклю и понимать, о чём с ними говорить. Этому была посвящена предыдущая часть книги.
    • Собранность — self ownership: системные психотехники и системный фитнес. Вам нужно удерживать и правдиво играть роль без отвлечений внимания, отделять себя от роли, уметь быстро учиться новым ролям, иметь эмоциональную стабильность, удерживать работоспособность часами, свободно владеть здоровым телом, уметь совмещать личную и рабочую жизнь, брать ответственность за выбор личных и рабочих целей и их достижение, и включить в состав своего мозга компьютерную поддержку. Этому будет посвящена следующая часть книги.
  • Методологическое мастерство — онтологика и коммуникация, системное мышление, вычислительное мышление. Методология — это всё про методы работы, как думать о прикладных практиках. Это то, как эффективней (то есть быстрей даже в сложных ситуациях) думать о человеческой деятельности и участвующих в ней людях и компьютерах. Методологическое мастерство нужно, чтобы импровизировать и творить в рамках роли с выходом за её пределы, сочинять новые роли по необходимости, выбирать и обсуждать культурно-обусловленные роли и их инструментарий/реквизит, находить чужие и свои ошибки исполнения ролей, ошибки собственного мышления и мышления других людей при отслеживании длинных цепочек причинно-следственных связей. Этому посвящена текущая часть.

Жизненное мастерство в целом (мастерство отличного проживания своей жизни) включает непрерывно развиваемое прикладное мастерство («компетенции» для рынка труда), получаемое в разных магистратурах, и мыслительное мастерство (ролевое и методологическое), получаемое в бакалавриате. Звучит немножко формально, но теперь можно строить план действий по приобретению жизненного мастерства.

За силу интеллекта (мастерство в мышлении) не платят, платят за прикладное мастерство. Ваше жизненное мастерство может быть оплачено только при наличии прикладного мастерства, которое нужно будет менять довольно часто. Часто менять прикладное мастерство без мастерства в мышлении не получится.

Так что после традиционного высшего образования пройдем второй бакалавриат, в котором обновим прошивку нашего интеллекта до SoTA 2020 года. Это мы получим мастерство в современном мышлении. Если сразу учиться во втором бакалавриате окажется трудным, то проходим подготовительные курсы, собираем себя в кучку: восстанавливаем свою способность читать сложные тексты, сосредоточенно думать, внятно писать. И уже тогда проходим второй бакалавриат, без него к прикладному мастерству доступ не получишь. Потом используем мастерство в мышлении по прямому назначению: разбираемся во всё новых и новых проблемах, выполняя всё новые и новые роли (их жизнь будет подкидывать с избытком), причём за деньги. Бесконечно развиваемся, наносим непоправимую пользу человечеству, и нам за это платят! Это и есть жизненное мастерство.

Методологическое и ролевое мастерство могут быть использованы не только для изучения прикладных дисциплин! Они могут быть использованы и для усиления интеллекта. Вам самому решать, сколько времени "мозговые мышцы" качать, развивая мозг с экзокортексом, а сколько времени использовать их текущее состояние для работы в проектах. Хотите небольшие результаты прямо сейчас, или большие немного погодя? Синицу в руках прямо сейчас, или журавля в руках — но попозже? Бесконечное развитие включает в себя не только бесконечную череду всё новых и новых прикладных задач, рост прикладного мастерства. Бесконечное развитие включает в себя и развитие своего интеллекта, рост мастерства в мышлении. Не факт, что это означает прохождение ещё одного бакалавриата. Развивать интеллект на уровень выше бакалавра вам придётся самостоятельно, возможно даже проводя для этого самостоятельные исследования. Вдруг вы выйдете на интеллектуальный фронтир, где нет ещё никаких учебных курсов, где нет ещё цивилизационного state-of-the-art? Почему бы и нет?

Новости по поводу книги/текста появляются в блоге автора, https://t.me/ailev_blog, предложения и замечания присылать автору по адресу ailev@asmp.msk.su

Источник: книга А.Левенчука «Образование для образованных 2020».