Плюсы и минусы прогресса

Несмотря на качественно изменение жизни всего человечества, на уровне отдельного человека все выглядит не так радужно. Многие люди не готовы справиться со свалившимся на них "счастьем". Каждый плюс цивилизации для всего человечества имеет свою обратную сторону для конкретного человека. И если человек не понимает, как пользоваться плюсами прогресса и избегать его негативного влияния, то он не находит своего места в современном социуме. Он живет в постоянном стрессе, находится в постоянном "поиске себя" и удаляется от цивилизации. Или же будет бороться с глобализацией, являясь заложником черно-белых и простых картин мира о роли человека на планете. Разберем три пары плюсов и минусов прогресса.


Сложность мира

Научной революции насчитывается около 500 лет. За это время человечество создало многочисленные теории и описания физического мира, что позволило не только вырваться за пределы Земли, но и объединиться в единую цивилизацию. Стандарты качественной жизни сравнительно одинаковы во всем мире. Ценится крепкая валюта и благополучие, теплая вода и другие удобства в доме, бытовая техника и средства передвижения, доступ к медицине и интернету. Для большинства людей решены базовые или биологические потребности, связанные с безопасностью и пропитанием. 

Наука не стоит на месте, и визионеры пророчат каскад технических революций. Можно запутаться какая у нас по счету промышленная или техническая революция: 4-я или 5-я, а хоть бы и 10-я. Для нас важен тренд на то, что человеку приходится все меньше напрягаться, чтобы удовлетворять свои простые потребности. Жизненные удобства, которые раньше не имели короли, в 21 веке имеет большинство населения. Жизнь человечества становится все более комфортной за счет развития цивилизации. Производители готовы удовлетворить любое желание клиента и борются между собой за потребителя. Тем, кто не рос во временя дефицита товаров и услуг сложно понять, что бывает иначе. Вероятно, точно также через пару десятков лет уже следующее поколение будет удивляться как это можно болеть и жить менее 100 лет.

Несмотря на качественно изменение жизни всего человечества, на уровне отдельного человека все выглядит не так радужно. Многие люди не готовы справиться со свалившимся на них "счастьем". Каждый плюс цивилизации для всего человечества имеет свою обратную сторону для конкретного человека. И если человек не понимает, как пользоваться плюсами прогресса и избегать его негативного влияния, то он не находит своего места в современном социуме. Он живет в постоянном стрессе, находится в постоянном "поиске себя" и удаляется от цивилизации. Или же будет бороться с глобализацией, являясь заложником черно-белых и простых картин мира о роли человека на планете. Разберем три пары плюсов и минусов прогресса.

Первая пара плюсов и минусов прогресса - это доступность информации с одной стороны, и засилье информации, с другой стороны. Мир стал единой цивилизацией. Информация, идеи, теории и картины мира не только почти не имеют границ, но и моментально преодолевают расстояния. Но с другой стороны, на человека обрушился огромный информационный поток. Это привело к негативным проблемам: ухудшилось качество потребляемой информации, потребление новой информации стало занимать большую часть жизни среднестатистического человека, а удерживать внимание ему становится все сложнее.

Соцсети, реклама, развлекательные ресурсы, медиа и другие поставщики информации конкурируют за внимание человека, при этом всячески упрощают содержание контента. В результате tik-tok побеждает youtube, который ранее победил книги. Массовый спрос на простой контент обеспечивает ресурсы для повышения технического качества и улучшения средств доставки такого контента. Экономика и ничего личного, развитие человека - дело только его рук. Скормленная удобным для потребителя образом информация создает эффект начитанности и осведомленности, а простые картины мира чужих дядек легким мозговым движением складываются в «собственное мнение» по любым вопросам. Отсюда получаются диванные аналитики и эксперты по психологии, обучению, вирусам, экономике, воспитанию детей, лечению, управлению государством и т.п. Простые и легко понимаемые с текущего уровня развития человека модели мира годятся для решения простых задач, но не позволяют решать сложные задачи, а значит пропадание в соцсетях цементирует текущее положение человека. Доступность и засилье информации требует навыка поиска и отбора нужной качественной информации для личного развития и реализации проектов. Для этого нужно развивать мыслительное мастерство, включая кругозор, о которых речь пойдет в следующем главе.

Потребление любого количества даже качественной информации недостаточно для быстрого саморазвития. Потребление информации - это не мышление и не обучение, даже если человек проглатывает одну книгу за другой. Залипая в соцсетях или только читая, человек не выделяет достаточно времени на размышления, которые и усиливают интеллект. Мышление как функция интеллекта (который, в свою очередь, представляется частью мозга) проявляется, когда человек разбирается в новом деле или в новых понятиях, теориях и моделях, но при этом обязательно оставляет следы своих размышлений в виде записей. Чтение книг и изучение сложных теорий намного лучше, чем трата времени на соцсети, но для усвоения информации необходимо также обязательно практиковать мышление письмом. Легко закладываются в голову только простые модели, а вот для усвоения сложных теорий необходимо выделять время на размышления, а не только на чтение. И в первую очередь, это время на написание текстов по интересующим вопросам можно изыскать за счет соцсетей. Если нет интересующих тем, что редко бывает, то нужно расширять кругозор, а если не получается писать, что бывает намного чаще, то нужно ставить практику мышления письмом. 

Еще одна проблема засилья информации - это сокращение времени удержания внимания. Поток новой информации привлекает внимание человека, который не может ограничивать влияние социальной среды. Мозг активно реагирует на новую информацию, не только не задерживаясь на размышлениях, но и не желая читать длинные тексты. Разбалованные легким и доступным контентом обыватели теряют навык концентрации внимания в течение длительного времени. Важный навык ученика - не отвлекаться на внешние раздражители - большая редкость, а целенаправленно в течение нескольких месяцев выделять ежедневно по 2 часа на изучение сложной практики - это не грани фантастики. Однако, навык удержания внимания в течение нескольких часов, дней, месяцев и лет, необходим для постановки привычек, нового мастерства и изменения мышления. Поэтому лучше ограничить увлечение простым контентом социальных сетей, которое негативно влияет на время удержания внимания. 

Вторая пара - это простота мира для пользователя и сложность для деятеля. Пользователями бытовых технических устройств становятся маленькие дети, то есть пользователям не нужно много учиться. А чтобы стать востребованным специалистом необходимо осваивать сложные знания и технологии. И в этом стоит парадокс простоты и сложности современного мира. Многообразие продуктов и сервисов дало удобство, комфорт и простоту пользования результатами технической революции. Это создало иллюзию простоты.

В обществе потребления не только "потребитель всегда прав", но и потребитель не должен напрягаться. Смартфон должен быть интуитивно понятен и прост в пользовании. Но кто сказал, что так должно быть во всем? Например, почему обучение должно быть приятным и простым занятием, да еще и в игровой форме? Человек невольно переносит потребительский взгляд на созидательную деятельность. Конечно, для потребителя должно быть многообразие продуктов и сервисов, которые должны быть удобны, комфортны и просты в использовании. Но сложность мира никогда никуда не девается. Она переходит на другой уровень. Чтобы потребителю было просто, разработчик должен взять всю трудность на себя, а именно потратить ресурсы времени и средств, чтобы создать функциональный и легкий в использовании продукт. Хотя потребителю тоже нужно быть начеку: «То, что можно сформулировать и выразить настолько ясно, что лохи поведутся, — ловушка для лохов» (Насим Талеб).

Постоянное усиление конкуренции приводит с одной стороны к все более лучшим продуктам и сервисам, но с другой стороны, регулярно повышается сложность технологий и теорий. Простые и удобные для потребителя продукты, становятся все более сложными в устройстве и в создании. Мир с одной стороны становится простым, но с другой стороны, он становится все сложнее и сложнее. При этом конкуренция идет уже не столько в технологиях, а в дисциплинах и научных школах, которые создают лучшие практики. Мировые лидеры остаются мировыми лидерами не просто потому что выпускают лучшие товары и сервисы. И не столько потому что у них есть лучшие технологии для производства товаров и сервисов. Продукты и технологии – это понятная и лишь видимая часть. За этими лучшими продуктами и новыми технологиями стоят методологии, методы или умения, которые постоянно развивают мировые лидеры. При этом еще нужно упомянуть фундаментальную науку. Японцы первыми это поняли, когда в середине прошлого века вложились в методологию непрерывного качества. Большинство людей в мире замечает качественные японские товары и технологии, а между все это стало возможным потому что у японцев созданы лучшие мировые школы качества. Эти школы выпускают не продукты и технологии, они выпускают лучшие практики - lean, kanban, toyota quality management и другие. А уже с помощью этих практик создаются технологии и далее товары. Конкуренция приводит не только к многообразию продуктов и удобству их использования, но и является катализатором повышения сложности теорий, методов и практик. Человеку, чтобы комфортно существовать в новом мире, необходимо будет научиться любить сложность, а не избегать ее. Желание простоты - это мышление масс и потребителей, а любовь к сложности - это мышление деятеля.     

Третья пара связана с грядущей повсеместной роботизацией, которая принесет еще большее благополучие человечеству в целом, но потребует от конкретного человека еще больших усилий, чтобы конкурировать с другими людьми за оставшиеся рабочие места или чтобы осваивать новые сложные профессии. Еще в прошлом веке люди получали одну профессии на всю жизнь. Со временем большинство людей поймет, что регулярное обнуление опыта и переучивание - это норма современной жизни.

Тренд на вытеснение человека из систем, в которых он еще недавно играл ведущую роль, усиливается в 21 веке. Так, например, человек был "винтиком в системе" конвейерной эры, а сейчас конвейер - это вотчина роботов. Мы стоим на пороге замены человека в роли водителя. Роль водителя в системе "движущееся авто средство" безусловно останется, но исполнять эту роль будет искусственный интеллект, а не человеческий. Тоже робот. Можете оглянуться вокруг и подумать почему роли, которые сейчас еще исполняет человек, не может выполнить компьютер? Например, музыку роботу тоже научились писать. Какое мастерство уникально для человека и недоступно роботу?  Какие профессии будут востребованы в будущем и на какое время сейчас сказать сложно, поэтому выходом является усиление интеллекта, который позволит быстро обучаться новому и сложному мастерству. 

Расслоение общества

Основные тренды развития цивилизации показывают, что будет все более явным расслоение между интеллектуальным меньшинством и потребляющим населением. Между деятелями и потребителями. Невозможно прогнозировать общий уровень образованности населения: он может не сильно измениться. Разделение будет в поведении людей. Интеллектуальное поведение деятеля будет направлено на постоянное решение всё новых и сложных задач, расширение кругозора и привитие сложных интересов, создание все лучших и лучших продуктов (сервисов), изучение и открытие новых методов, теорий и трансдисциплин, которые имеют отложенный эффект на жизнь. Потребительское поведение - это, наоборот, избегание сложности, тяга к проверенному и понятному, постоянное потребление информации вместо создания контента и продуктов, изучение только интуитивно понятного и приносящего быстрый результат.

Мы разобрали физические или видимые преимущества цивилизации. Тем не менее, главное достоинство цивилизации состоит в том, что она дала человеку время. В древности только богатые люди имели свободное время для досуга, чтобы осознанно обучаться науке и искусству или исследовать мир. Остальному населению нужно было тратить время на выживание. Сейчас же вопросы выживания не требуют работы от рассвета до заката. У современного цивилизованного человека появилось достаточно много времени, которое можно использовать по-разному. Кому-то времени даже не хватает, чтобы удовлетворить свои бесконечные интересы, а кто-то не знает куда деть время и чем себя занять. В будущем количество так называемого свободного времени, то есть времени, когда человеку придется самому себя занимать, будет только расти. Например, уже говорят про 4 дневную рабочую неделю или базовый доход, который будет выплачиваться всем независимо от трудовой деятельности.

Интеллектуал инвестирует время в кругозор и мастерство, а потребитель проводит время в пассивном потреблении информации (например, из ТВ и соцсетей) и растрачивает внимание на социальные стереотипы. Интеллектуал имеет сложные интересы, которые связаны с новым и сложным. Например, с работой и учебой, с исследованиями и познанием. А потребитель удовлетворяет проверенные и простые интересы, которые связаны с биологическими потребностями или установленными в культуре шаблонами. Например, все свободное время зависает в соцсетях, смотрит видео и непринужденно общается. Интеллектуал формирует свою картину мира из разных лучших теорий человечества, что требует умственных усилий и собранности. Потребитель пользуется стандартизованными картинами мира, которые кто-то упростил и сделал доходчивыми, чтобы человек не тратил никаких усилий в их освоении и применении. Интеллектуал будет создавать востребованные потребителями продукты и сервисы, а потребители будут находится под риском потери работы. Интеллектуал, удовлетворяя сложные интересы и бесконечно развиваясь, живет интересной жизнью. Потребитель, имея только простые интересы, всегда мечтает о большем, но не меняет своего поведения и довольствуется имеющимся.          

Сложность новых дисциплин и сложность новых теорий придется осваивать всем тем, кто не хочет быть только обычными потребителями. Если человек становится деятелем, который меняет мир и создает системы, то ему придется брать сложность на себя. Если вы хотите чего-то добиться в мире, то вам придется идти за сложностью и самому становиться сложной личностью. Усилившаяся конкуренция ведет к тому, что потребителю становится все проще и проще жить, если есть ресурсы, но деятеля, наоборот, приходит решать все более сложные задачи. Нельзя путать потребительский взгляд от взгляда деятеля. Например, если вы хотите, как ученик обучение попроще, то вы явно спутали роль потребителя и роль деятеля, которым хотите стать в процессе обучения.

Разобранные плюсы и минусы прогресса показывают, что произойдет расслоение общества на тех, кто сможет использовать плюсы и справиться с минусами, а также тех, кто частично будут пользоваться плюсами, но при этом не смогут даже осознать минусы и не поменяют свой образ жизни. Водораздел будет проходить по содержанию и сложности потребляемого контента, по отношению к сложности, по времени удержания внимания и концентрации на целях, по регулярности мышления письмом, по способности с нуля быстро осваивать новое и быть уверенным в будущем, по использованию свободного времени. Чтобы быть деятелем, который живет интересной жизнью необходимо выбирать правильную сторону водораздела между интеллектуальным меньшинством потребляющим населением.

Кроме того, нельзя не отметить расслоение общества, которое было всегда. Несмотря на технический прогресс человечество не достигло успехов в нахождении вознаграждения внутри себя. Деятель должен уметь испытывать радость независимо от внешних обстоятельств. Не быть заложник биологических потребностей и навязанных социальных стереотипов, а осознанно формировать собственные интересы и бесконечно развивать свое мастерство для удовлетворения своих широких интересов и создание успешных систем для других людей.

В таком случае деятель будет уверен в будущем. Мы, возможно, стоим на пороге масштабных изменений, которые создадут дискомфорт для многих людей. Человечество с удовольствием пересело на автомобили, но что творилось в сознании извозчиков можно только догадываться. Но точно не хотелось бы прочувствовать такие же переживания.

Быстрое изменение мира приводит к тому, что картины мира человека перестают соответствовать реальности или из социальной среды человек, не получает удовлетворения и радости. Происходит выгорание, стресс, отсутствие цели и смысла любой деятельности. Это безысходная ситуация, из которой выбраться довольно сложно, но можно в нее не попасть. Об этом данная книга.

Потребители больше рискуют потерять ориентиры в жизни, поскольку держатся за старые модели мира и не имеют мастерства работы со сложностью мира. Поэтому они будут все чаще сталкиваться с ситуацией, когда их личная картина мира не соответствует текущей реальности. Дети с удовольствие интегрируются в мир, а взрослые с возрастом потребляют все больше информации о прошлом (тест: слушаете ли только старые песни и больше вспоминаете, чем думаете о перспективах будущего) или избегают нового и сложного, не интегрируют в свою картину мира новую информацию или информацию, которая для них контринтуитивна. Несмотря на возраст потребителем можно стать и в 20 лет, но быть деятелем и в 80 лет.

Источник: черновик онлайн курса «Введение в системное мышление».

1 лайк

Вот эти слова 

В обществе потребления не только «потребитель всегда прав», но и потребитель не должен напрягаться. Смартфон должен быть интуитивно понятен и прост в пользовании. Но кто сказал, что так должно быть во всем?

натолкнули меня на интересную мысль.

В процессе разработки корпоративного софта часто слышишь "жалобы" от различных ролей в духе "вот здесь система не подсказывает тебе сама, как заполнить поле", "вот здесь система позволяет ошибиться", "вот здесь я вижу поле ввода, которое мне не нужно" (но другой роли оно нужно) и так далее. Заказчик хочет, чтобы система была идеальна в каждой своей форме, супер интеллектуальная, сама все заполняла, чтобы сотруднику не приходилось думать, это как в статье "потребитель не должен напрягаться".

Но так ли это для энтерпрайз софта? Нужно ли повышать сложность разработки (и, следовательно, поддержки, повышать багоемкость ПО) ради того, чтобы сотруднику, который обучается работе в системе, у которого есть регламенты, есть инструкции, было предоставлено минимальное количество мест для потенциальных ошибок?

Однозначного ответа, как и всегда, нет. Но при очередной подобной жалобе заказчика теперь можно уводить разговор в эту плоскость, в обсуждение альтернативных издержек (сложность разработки софта против обученного сотрудника).

--------------------------------------------

Например, музыку роботу тоже научились писать.

Вот здесь я бы был осторожен в высказываниях или приводил ссылки на статьи. Я лично не занимался изучением этого вопроса, но им очень плотно занималась моя коллега MLщик, и от нее знаю, что пока что у нейронных сетей с сочинительством музыки не очень.

Вот ее доклад на эту тему - https://www.youtube.com/watch?v=xLFnhwP2l8U
Честно скажу, я сам доклад не смотрел, но примерно вывод знаю.

-------------------------------------------

А вообще, большое спасибо за статью, получил удовольствие от прочтения.

Интересно было бы увидеть план курса "Введение в системное мышление". Судя по этой статье, курс не будет являться облегченной версией курса по системному мышлению (что можно предположить по названию "Введение в системное мышление")

Выходом из сложившейся ситуации, является общественная идеология, направленная на прекращение прогресса, в рамках имеющихся достижений. За интересную статью спасибо.