Мышление — это поведение интеллекта

Мышление — это поведение интеллекта. Интеллекты бывают разной направленности, разного калибра/силы/уровня/общности в части отращивания прикладного мастерства. Учим интеллектам разного уровня — учим мышлению разного уровня. Качество мышления обученного нами интеллекта мы должны проверять не на знакомых ему в ходе обучения ситуациях, и даже не на знакомых нам, его учителям, ситуациях, а на незнакомых ситуациях — на решении задач, которые ранее ещё не встречались. Интеллект — это когда ты изучаешь что-то новое, научаешься новым мыслительным операциям.

А что же с мышлением в ходе решения прикладных задач? Это не мышление, это работа робота, автоматизм. Если вы умеете читать, то вы просто читаете, а не мыслите про чтение. Если вы умеете считать, то вы просто считаете. Работа интеллекта, мышление нужно было, когда вы знакомились с чтением и письмом, осваивали эти дисциплины. Мышление у вас работает в вузе, когда вам нужно разобраться за пару месяцев с очередной парой толстых томов с формулами. А когда вы уже пятый год на работе просто применяете эти формулы, вы это делаете автоматически, мышления не происходит — пока вы не встречаетесь с задачей, которой раньше не было. Только в этот момент вы включаете мозг, ту его часть, которая ответственная за интеллект. И эта часть начинает работать — эта работа и есть мышление.

Мы тут используем идею из мира AI, что интеллект может быть не только «аппаратный», но и выученный/learned. Если фронтир образования (неважно, людей или машин) использует сегодня терминологию не обучения мышлению, а обучения интеллекта, то мы вполне можем использовать эту терминологию как эквивалентную обучению мышлению. Выучиваем ли мы человека мышлению, или обучаем интеллект как ту часть мозга, которая потом мыслит — неважно, как об этом говорить, это одно и то же.

Звучит «усиление/развитие интеллекта» и уж тем более «обучение интеллекта» вместо «развития мышления» и «обучение мышлению» поначалу странно, но к этим оборотам речи быстро привыкаешь.

Особое удобство тут в том, что «мышление» неуловимо, как и любое поведение: его сложно представить, его сложно обсуждать. А интеллект как кусочек мозга (или мозга и компьютера, или кусочки мозгов и компьютеров группы людей), ответственный за освоение нового мастерства — вполне понятно, как о нём думать. В нужный момент, при появлении новой задачи, он просыпается, включается, и начинает мыслить — мастерить другой кусочек мозга, который будет ответственен за прикладное поведение, за решение «на автомате» какого-то класса прикладных задач.

Школа и бакалавриат должны поднимать интеллект как набор способностей разбирательства с проблемными новыми ситуациями, а магистратура, докторантура, и даже просто работа в новой неизвестной предметной области должны в полной мере задействовать этот интеллект, человек там должен демонстрировать сильное мышление, демонстрировать наличие сильного интеллекта, то есть демонстрировать быстрое овладение новыми знаниями, умениями и навыками, а в конечном итоге овладение включающим их новым мастерством, освоение востребованной рынком компетенции.

Новости по поводу книги/текста появляются в блоге автора, https://t.me/ailev_blog, предложения и замечания присылать автору по адресу ailev@asmp.msk.su

Источник: книга А.Левенчука «Образование для образованных 2020».