Бакалавриат и магистратура: интеллект и скиллы

Образование тем самым можно условно разделить на часть по усилению интеллекта, предобучению (бакалавриат) и использующую интеллект для получения какой-то прикладного мастерства, подстройку к какому-то новому классу задач (магистратуру).

Идеи Chollet подразумевают для учебных заведений и отбор обучаемых на входе:

  • С нужным уровнем «аппаратуры». Кошечек не учим, их выучить не удастся. Людей с существенными нарушениями работы мозга не учим, их выучить не удастся.
  • Поскольку интеллект зависит от уже выученных трансдисциплин, то для прохождения плана обучения/curriculum требуется уже пройти какой-то учебный путь. Научиться читать, писать, считать, удерживать внимание (тоже тренируемое умение). Уже нужно иметь какой-то деятельностный кругозор. Это означает, что перед прохождением современного бакалавриата нужно закончить школу, а если в школе не удалось достичь нужного уровня, то пройти подготовительные курсы.

Согласно Cholle медведя можно обучить езде на велосипеде, но не решению менеджерских, инженерных, предпринимательских задач. Так что на входе нужно отбирать заведомо не-медведей, и эти заведомо не-медведи ещё должны быть и предварительно обучены каким-то самым базовым способностям, прошить себе базовый интеллект, чтобы был результат.

Вот ещё несколько заметок по приложению идей, высказанных в тексте Chollet к образованию:

  • бесполезно оценивать интеллект по решению задач, класс которых известен ученику, и даже преподавателю. Для оценки интеллекта бесполезны все ЕГЭ, ОГЭ, прочие экзамены и олимпиады. Робот сегодня сдал экзамены и на ЕГЭ, и на врача — это не значит, что он совершеннолетний член общества и может работать врачом. Оценивать нужно только по решению классов задач, которые ни преподаватель, ни ученик не видели.
  • Оцениваться должно решение задач в жизни, а не эрудиция (память). Чемпионы в «Что, где, когда?» обладают хорошей памятью, но интеллект их обычно средний. Суперкомпьютер IBM Watson победил чемпионов мира в американский вариант «Что, где, когда?» Jeopardy! ещё в 2011 году, но интеллекта в нём не обнаружилось: приложить эрудицию этого суперкомпьютера к решению каких-то осмысленных классов задач не удалось. Хотя были попытки обучить его отвечать на медицинские вопросы, но даже медицинским эрудитом этому суперкомпьютеру стать не удалось. Так что экзаменуется изобретательство и умение менять класс задач, а не эрудиция.
  • оценивать нужно по батарее тестов, ибо один тест тестирует один класс задач (narrow skill), а интеллект — это про широкие способности (broad abilities), эту широту тоже нужно тестировать. Узкий специалист подобен флюсу, полнота его одностороння. Интеллект — это не про выполнение какой-то роли, это про само ролевое мастерство (скорость освоения ролей, скорость исследований/выработки новых ролей, когда им некому научить, и т.д.).
  • оценкой интеллекта может служить скорость, с какой человек проходит тот или иной учебный план (обучение какому-то мастерству). Если ты второгодник, то это непосредственно характеризует твой интеллект. Тебе нужно пройти подготовительные курсы, научиться учиться — интеллект прежде всего про умение учиться. Если ты не двигаешься к задачам большей сложности, а застрял на одном уровне сложности этих задач и не можешь двинуться дальше — это тоже характеризует твой интеллект, ты упёрся в потолок (как кошечка, которую не могут научить сложным задачам). У человека есть шанс и тут: научиться учиться, то есть не учиться решать более сложные задачи текущим интеллектом, а поднять выученную часть интеллекта, заняться трансдисциплинами и освоить использование компьютера (хотя бы для ведения записей в ходе мышления) — и барьер сложности в изучении прикладных дисциплин будет снят.

Новости по поводу книги/текста появляются в блоге автора, https://t.me/ailev_blog, предложения и замечания присылать автору по адресу ailev@asmp.msk.su

Источник: книга А.Левенчука «Образование для образованных 2020».