Естественный врождённый и приобретённый интеллект

Сам Chollet предлагает этот набор понятий использовать для оценки систем сегодняшнего машинного/искусственного интеллекта. Эти системы должны предложить какие-то элементарные функции интеллекта, «аппаратно» реализованные разработчиками. В его работе он выделяет такие подсмотренные у человеческих младенцев элементарные функции как умение выделить объект по связности в его представлении в окружающем мире, отслеживать этот объект в мире при его перемещениях, отслеживать влияние объектов друг на друга, умение преследовать какую-то цель, умение считать, и какие-то умения в области геометрии и топологии — типа распознать симметрию в объекте, или выделить прямую линию или прямой угол. Эти врождённые способности (а интеллект, как мы помним, состоит из способностей!) и составляют по его мнению «аппаратную» основу человеческого интеллекта, остальному люди учатся с использованием этих врождённых способностей.

Мы же постулируем, что у выросшего в цивилизованном мире человека интеллект состоит из:

  • врождённых способностей, которые могут быть использованы как основа для обучения трансдисциплинарным способностям. По большому счёту простые тесты типа IQ связаны именно с ними. Эти способности определяются генетически, и не так много можно сделать, чтобы их усилить. Именно поэтому про детей говорят «талантливый в одном будет талантлив и в другом». Это и есть тот самый «фактор G», самых общих способностей к обучению, доступных человеку.
  • выученных способностей, получаемых предобучением каким-то трансдисциплинам. Это отличает людей с хорошим образованием от людей с плохим образованием. Люди с хорошим образованием могут потом выполнить быструю подстройку своих знаний под новый проект, быстро освоить новое мастерство, разобраться с новым делом. А с плохим образованием люди тоже могут, но это происходит медленно. Почему медленно? Потому что им приходится не просто подстраивать свои знания, им приходится ещё для этого и дополнительно предобучаться, часто очень неоптимальным образом, без использования трансдисциплин как накопленного цивилизацией опыта предыдущих поколений.

В принципе, проблемы можно решать хоть методом перебора разных вариантов решения — увы, за огромное время (ещё ведь придётся найти то, что нужно будет перебирать, заранее ведь это неизвестно). Это означает, что многие задачи не могут быть решены. Если мы хотя бы частично что-то знаем о структуре мира, это бы в десятки тысяч раз уменьшило количество вычислений/мышления по достижению мастерства в решении задач. Это много? Скажем, какую-то задачу мы можем решить человеческим мозгом за десять тысяч лет. Это побольше, чем время существования человеческой цивилизации. Если мы сделаем какие-то предположения о её структуре, и они позволят снизить объем вычислений в десять тысяч раз, то задача будет решена за год.

Цивилизация (и особенно в ней наука, она почти целиком ровно этим и занимается) даёт нам предположения о структуре мира и учит формулировать задачи. Это приобретённый интеллект: он позволяет решать задачи в десятки тысяч раз быстрее, чем это могло бы быть сделано необученным структуре окружающего мира интеллектом «диким» человеческим мозгом. Цивилизованный мозг — это обученный мозг.

Мы считаем, что освоение нового мастерства идёт у человека не через «природную смекалку», а через «облагороженную образованием смекалку», через знания о структуре мира и структуре задач.

Умение и навык, скилл — это элементы владения какой-то прикладной дисциплиной, интеллект — это мастерство владения трансдисциплиной, которая работает с объектами прикладных дисциплин. Трансдисциплины — это и есть сведения о структуре мира, удобной для скоростного мышления. То, что занимает у очень смекалистого дикаря полжизни, у обученного мышлению человека может занять несколько часов, или даже несколько секунд.

Собранность учит удерживать во внимании «объекты», онтологика определяет физические и абстрактные «объекты», системное мышление говорит, что система — «физический объект», системная инженерия говорит, что «система» должна пройти жизненный цикл, состоящий из определённых практик инженерии требований, инженерии системной архитектуры, управления конфигурацией, прикладная дисциплина Jobs-to-be-done говорит, как именно прописывать требования к системе. Каждая трансдисциплина помогает разобраться со следующей трансдисциплиной, а в конце не очень длинной их цепочки — с дисциплиной. Можно было бы сказать не только «системное мышление», а «онтологическое системное мышление», ибо системное мышление основано на трансдисциплине онтологике. Системная инженерия — это инженерия, основанная на системном мышлении. Можно было бы даже сказать «онтологическое системное мышление», так иногда и говорят — ontology based systems engineering.

Вы разобрались с операционным менеджментом на самом общем уровне (прежде всего — вы понимаете, какая роль этого менеджмента среди других менеджментов, например, по отношению к финансовому контроллингу, а также по отношению к инженерии, с которой вы тоже уже разобрались, и предпринимательством, структура которого вам уже тоже известна). Вы пришли на предприятие и обнаружили там специалистов по операционному менеджменту, которые говорят на таинственном языке сил, текущих по жилам, ибо они в какой-то момент впечатлились книжками Алексея Андреева по русской школе менеджмента. Вы очень быстро разберётесь, как говорить на этом языке сил и жил, и как взаимодействовать с остальными людьми в этой фирме. Вы имеете в голове трансдисциплину системного менеджмента, так что вам понятно, как разбираться с прикладными дисциплинами. Системный менеджмент — это как раз трансдисциплина менеджмента, построенная на трансдисциплине системного мышления. Системный менеджмент предприятие понимает как систему.

Если вы уже знаете, чем занимается инженерия требований, то освоить практику Jobs-to-be-done — это не бог весть какая интеллектуальная работа. Это не решение проблем, которые непонятно как решать. Это понятная мыслительная работа. Понятно, на что обращать внимание, что спрашивать у других людей, что отвечать на их вопросы. Понятно, что в этой практике инженерии требований важно, что неважно, чем отличается от других практик, зачем применяются те или иные приёмы работы, там обсуждаемые. Бери да делай. Если ты не знаком с системной инженерией в целом, и в ней с инженерией требований, то быстро разобраться будет невозможно: вроде как будешь работать строго по инструкции, но результаты будут каждый раз никакие.

Трансдисциплинарный интеллект, трансдисциплинарные предобученные способности управляют вниманием к прикладным дисциплинам. Подстройка/дообучение после предобучения быстра, ты знаешь что и зачем подстраивать/дообучать.

Именно трансдисциплины работают, когда мы учимся чему-то прикладному, подстраиваем свой мозг к работе в какой-то узкой предметной области в новом классе проектов. К таким предобученным способностям сам Chollet относит как пример чтение-письмо. Для него это не врождённые способности, а выученные умения. Мы же понимаем, что в 21 веке чтение и письмо сами по себе не целевые прикладные умения, а просто предобученные общие способности, нужные для научения делать что-то ещё. Это в древнем Египте писец владел письменностью как прикладным мастерством. А сейчас это просто элемент предобучения, элемент интеллекта, это нельзя считать умением, скиллом, просто за умение читать-писать денег сегодня не платят, если ты похвастаешься «я умею читать и писать», на тебя очень странно посмотрят.

Общей способностью является даже собранность, дающая способность заниматься чем-то несколько часов (например, пару часов читать сложную книжку, не отрываясь — это было обычной нормой образованного человека буквально пару десятков лет назад). За собранность не платят, эту собранность нужно применить ещё к чему-то. Например, к решению прикладной менеджерской задачи, например, составлению плана-графика проекта методом критической цепи.

Мы тем самым говорим, что эволюция делает очень размытой саму границу между способностями в трансдисциплинах и прикладными умениями. Щенок не умеет в момент рождения ходить, но научается потихоньку и ходить, и бегать, и прыгать — щенки играют с окружающим миром, это их обучение. Люди делают то же самое. Но кроме бегать-прыгать они ещё выучиваются читать-писать, а современный человек по идее должен выучивать трансдисциплины, становиться умным. И затем уже заниматься чем-то осмысленным, будучи уже «цивилизованным», умным от научения, а не умным от рождения.

То, что казалось узкими прикладными умениями небольшой группы людей-интеллектуалов вдруг становилось просто необходимой цивилизационно частью человеческого интеллекта.

Сам интеллект оказывается не абсолютным, а относительным: он зависит ещё и от прикладных задач. Телесный интеллект белки, бодро скачущей по деревьям, может оказаться выше, чем у скачущего по деревьям человека. Это нормально. Другое дело, что их потом могут сравнить по общему числу задач. Ровно поэтому тесты интеллекта всегда задействуют широкий набор задач — проверяется универсальность, а не умение решить конкретную задачу. Тест математики ничего не скажет про ваш интеллект. А вот тест математики, физики, фитнеса, программирования, стихосложения, финансовых расчётов, выявления потребностей и формулирования требований — вот такая батарея тестов будет говорить о вашем интеллекте много больше.

Chollet признаёт, что интеллект зависит не только от «аппаратуры» устройства AI или человека, но и от учебного плана/curriculum, т.е. порядка предъявления задач. Если вам свезло с последовательностью предъявляемых задач, то ваш интеллект может оказаться по их итогам лучше. «Ему повезло попасть в хороший проект, он там сильно вырос за последнюю пару лет» так же важно, как «ему повезло с родителями, они ему дали хорошие гены для мощного интеллекта».

Это порядок появления задач, решение которых нужно освоить, то есть учебный план/curriculum есть как в образовании, так и в рабочей жизни в ходе бесконечного развития. Опыт предыдущих проектов ведь тоже учит, учит не только образование. Круче учебный план — круче будет интеллект! Те, кто решает задач больше и берёт их каждый раз на границе тумана будущего, на пределе своих возможностей — у тех вырабатывается не только хороший набор прикладного мастерства, но и сильный интеллект, набор общих способностей.

Это ровно то, чем отличаются «вечно подающие надежды, но никак не становящиеся мастерами» от в юности середнячков, которые воспитывают из себя настоящих интеллектуалов — и оказываются потом мастерами в прикладных практиках. IQ, показывающий развитие «аппаратуры» мозга оказывается коррелирующим с уровнем интеллекта, но не определяющим его! Мозг пластичен, синаптические связи в нём отращиваются, кровоснабжение адаптируется, интеллект вполне тренируем — как мышцы. Предобучение как хорошее образование перед занятием каким-то делом, правильно подобранная последовательность задач для этого предобучения, и правильно подобранные для этого обучения трансдисциплины влияют на интеллект даже больше, чем родительские гены.

Вы должны усиливать свой интеллект обучением себя по двум направлениям:

  • обучаясь фундаментальным/методологическим трансдисциплинам и давая себе деятельностный кругозор, то есть делая «прошивку интеллекта» в её самой современной версии, доступной человеческой цивилизации. Прошлое поколение включало в себя чтение-письмо-арифметику. Нынешнее поколение добавляет собранность, онтологику, системное мышление, и другие трансдисциплины, которые на предыдущем такте технологической эволюции люди и представить себе не могли. Системное мышление появилось только в 20 веке, а сегодня это необходимая часть «прошивки интеллекта».
  • обучаясь полагаться в том числе и на внешние компьютерные средства присмотра за личным и коллективным вниманием на личной и коллективной внешней памяти, т.е. улучшая свою «аппаратуру» на самую современную версию, доступную цивилизации. Прошлое поколение этой усиливающей интеллект аппаратуры включало в себя ручку-бумажку, нынешнее поколение — компьютер и средства связи, которые на предыдущем такте технологической эволюции люди и представить себе не могли. Человек с луком и стрелами может добыть не дающегося голым рукам зверя, человек с компьютером может решить не дающуюся голым мозгам задачу.

Новости по поводу книги/текста появляются в блоге автора, https://t.me/ailev_blog, предложения и замечания присылать автору по адресу ailev@asmp.msk.su

Источник: книга А.Левенчука «Образование для образованных 2020».