Основные понятия и модели курса "Введение в системное мышление"

В настоящее время разрабатывается онлайн-курс "Введение в системное мышление". Одновременно будет выпущена одноименная книга. Всего в курсе предусмотрено 12 разделов.

Онлайн-курс формируется на основе дистантного курса, по которому выпушено два потока, третий идет в настоящий момент, а четвертый стартует 8 ноября. Приводим основные понятия и модели, которые содержатся в текущем курсе в виде презентаций и будут описаны текстом в онлайн-курсе и книге:

  1. Мир в человеке и человек в мире (Разделы 1 и 2*)
    • Человек меняет мир
      • Моделирование мира: научные (теории, дисциплины) и ненаучные картины мира
      • Человек-деятель создающий системы
    • Мир меняет человека
      • Социальная среда
        • Откуда берутся потребности, желания и неудовлетворенности 
        • Свобода воли и манипуляции поставщиков контента
        • Внимание как ресурс 
      • Обучение как осознанный процесс потребления информации
        • Теории и картины мира - все это внутри человека: осознанное и неосознанное обучение
        • Трансдисциплины для развития интеллекта (системное мышление, онтологика и коммуникации, научное и вычислительное мышление)
        • Кругозор и интересы человека
        • Мышление и интеллект
        • Спектр формальности мышления как процесс обучения
  2. Человек как деятель (Разделы 3-6)
    • Человек как биологическое существо (инженерия психики)
      • Работа с ощущениями, чувствами, эмоциями
      • Психопрактики собранности
      • Модель сознания и управление вниманием
      • Состояние потока (радость против удовольствия)
    • Человек как совокупность ролей
      • Ролевое мастерство
        • Ролевые практики: вход и выход из роли, самоконтроль
        • Деятельностный кругозор
        • Как достигать состояние потока
      • Роли и неудовлетворенности
        • Психология и системное мышление
        • Больше ролей - меньше не закрытых неудовлетворенностей
      • Интегративная сложность
        • Фактор личной конкурентоспособности и уникальности
        • Требование для бесконечного развития
    • Человек как платформа мастерства
      • Платформенные уровни: мастерство собранности, мыслительное мастерство, прикладное мастерство
      • Антихрупкость
      • ТТТ-человек
    • Тело человека
      • Системный фитнес
      • Прикладные активности для исполнения ролей
  3. Жизнь как система деятельности человека (Разделы 7-12)
    • Интерес – характеристика жизни (работа, путешествие, плавание, космос, семья, …)
      • Калибр личности и формирование интересов за счет потребления информации и социальной среды
      • Жизнь интереснее, если много интересов (калибр личности).
      • Интересы задают потребности (неудовлетворенности) человека
    • Бесконечное развитие как смысл жизни
      • Мечта и цели: рациональный фланер.
      • Счастье и несчастье: удовлетворение интересов своих и других людей (это тоже интерес), нахождение аутотелического переживания при игре по роли
      • Как достичь успеха
        • Создание успешных систем (для других людей)
        • Реализовывать рабочие проекты по созданию систем, соблюдая этику и шкуру на кону.
      • Фильтры для принятия жизненных решений
        • Шкура на кону
        • Этика
      • Досуг и хобби
    • Стадии жизнедеятельности:
      • Практики Потребления информации - для интересов, кругозора и калибра личности
        • Что потреблять: исследования на фронтире науки
        • Настраивать социальную среду: устранение источников расходования внимания и манипуляции
      • Практики Размышления - для изменения мышления
        • Мышление письмом как способ видеть свои мысли и изменения мышления
        • Из интересов рождение идей
      • Практики Стратегирования - для замысливания систем и проектов по их созданию
        • Видеть возможности: из идей в системы и проекты
        • Формулировать приоритетные проекты и системы для других людей
      • Практики Планирования - для формулирования работ
        • Нарезка работ на чек-листы: начальник для себя, рабочие продукты
        • Выгрузка всех задач в экзокортект (все обязательства себе)
      • Практики Реализации или прикладные практики деятельности - для реализации работ
        • Роли предпринимателя, инженера и менеджера
        • Реализация прикладных практик, экономия энергии
      • Практики Отдыха - для смены ролей и продления жизни
        • Цикл работа-отдых: смена ролей
        • Продление жизни
    • Личная образовательная траектория
      • Образовательная траектория как проект по созданию личной платформы мастерства (человека как платформы)
      • Инвестирование времени
      • Стадии осознанного обучения (Неосознанной некомпетентности до Неосознанной компетентности) и спектр формальности мышления
      • Тестирование интересов и формирование привычек (стадии постановки привычек - от НАДО или Любопытно до Не могу не делать)

* - основные положения изложены в соответствующих разделах, но некоторые понятия вводятся в других разделах

Для сведения: записаться на дистантный курс "Введение в системное мышление" можно на странице сайта: https://system-school.ru/intro