Микротеория учебного стандарта

Этим летом я присоединился к программе волонтеров для работы над учебными стандартами школы. Волонтерство хорошая возможность сделать что-то полезное для других и лучше разобраться самому с системным мышлением, онтологикой и другими дисциплинами школы. Я подключился к проекту документирования учебного стандарта курса “Онтологики и коммуникации”.  

Недавно Иван (волонтер в смежном проекте), рассказывал в блоге, как мы перешли от понятия namespace к микротеории. Хочу продолжить эту тему — т.к. замена небольшая, но, как оказалось, очень полезная. Начнем с цитат: 

Микротеория (microtheory) или часто просто теория  это онтика, по которой возможны более-менее формальные, непротиворечивые рассуждения в рамках какой-то строгой (по схеме и математически однозначно определённым правилам) или менее строгой (по схемоиду и правилам, определённым не столь однозначно) логики. (Онтика онтологизации

Еще про микротеорию можно сказать, что это часть метода описания/viewpoint, но более узкое понятие. Ибо в микротеории понятия и связи, а во viewpoint ещё и терминология, нотационные замечания, советы как описывать, рекомендации по использованию и т.д. Иными словами, микротеория как составная часть метода описания помогает оформлять интерес/concern связанный с некоторым доменом, через описания предметов этого домена и связи между ними.  

Одновременно с этим: дисциплина (учебная, научная, инженерная, менеджерская и т.д.) -- это микротеория, которая рассматривается как онтика какой-то предметной области и связанные с ней мышление и коммуникация, которым можно/нужно кого-то научить для адекватного моделирования мира в рамках какой-то практики/целенаправленной деятельности по изменению мира. (Онтика онтологизации

Целеноправленная деятельность это про прагматизм, вот и возьмем его для примера. 

Пример 1. Микротеория прагматизма: 

Рассмотрим прагматизм и его принципы как микротеорию, в свою очередь часть более широкой микротеории/дисциплины Онтологики (драфт книжки тут).  

Какой интерес/concern мы пытаемся оформить? Я бы сформулировал его следующим образом: микротеория прагматизма оформляет интерес к выявлению связей между: 

  • действиями  
  • (предположительно ведущими к реализации каких?) целей/намерений  
  • (и возникающими в процессе обдумывания и/или обсуждения какими?) мыслями/идеями.

Мышление на базе микротеории прагматизма помогает избежать ловушек нецеленаправленной/паразитной деятельности и аналитического ступора, быстрее и четче принимать решения, приближающие к цели.

Стоит оговориться, что одного прагматизма тут может быть недостаточно. Нужно не только осознать, что пора прекратить тратить время на обсуждения холиварной темы или второй час тупить в казуалку на мобильном, но и, собственно, прекратить. Это уже про психотехники управления вниманием, мотивацию и прочее.   

В этом примере просматривается функциональный аспект микротеории в момент ее использования как части практики. Такое рассмотрение тоже может быть продуктивным, но из-за неоднозначности граундинга микротеории с таким функциональным заходом нужно быть осторожным. Особенно в случае с прагматизмом как частью трансдисциплины, которая используется одновременно в контексте более высокоуровневой практики. 

Пример 2:  Микротеория учебного стандарта

Общая картина: задача школы научить студентов использовать на практике полученные знания. Стандарты обучения — это сжатые, четко сформулированные описания того, что студенты должны знать и уметь делать на определенном этапе своего образовательного пути. В дальнейшем школа планирует иметь разные варианты курсов, учебников, упражнений для разных наборов стандартов, или для разных уровней владения стандартами. Проверять в этих курсах содержание образования на соответствие стандарту, проверять знания и умения студентов. 

В процессе написания стандартов эволюционно вырабатывается подход (метод описания/viewpoint) как именно описывать эти стандарты. Ядром там микротеория-учебного-стандарта. Вот несколько понятий оттуда для примера: 

  • Понятие 
  • Микротеория 
  • Уровни мыслительного мастерства 
  • Потребности удовлетворимые мастерством 
  • Пример удовлетворения потребностей 

Написанием стандарта занимается роль методолога.  

Его интерес/conсern — документирование учебного стандарта. Т.е. описание работы мышления с понятиями некоторого набора микротеорий и ожидаемого результата этой работы в формате пригодном для дальнейшей разработки курса, преподавания и т.п. (см деятельностные роли в образовании). 

Чтобы это лучше получалось есть отдельный документ-методичка, описывающий не только микротеорию учебного стандарта, но и формат документа, в котором он ведется, некоторые используемые best practices и т.д. (Сравните ситуацию с прагматизмом — микротеория есть, но развернутого метода описания в школе не дается. Основной упор на то, чтобы прагматичным было мышление в более прикладных практиках.) 

Промежуточные итоги 

Понятие микротеории помогло связать в более целостную картину другие понятия: дисциплина, метод описания, интерес, роль, практики... Стало проще думать и о конкретном проекте, и о рабочей деятельности, и о процессе собственного обучения. Замечать/связывать наборы понятий как микротеории и осознано применять их на практике — эффективный способ освоить новое знание. 

C этой точки зрения лучше понятен призыв Ивара Якобсона “Kill All Methods – Free the Practices”. В разработке софта появились методологии как смесь дисциплин / микротеорий покрывающих очень широкие области интересов/concerns. А в обычной работе часто достаточно улучшать какие-то отдельные кусочки реальности. Это проще делать с использованием хорошо выделенной практики и поддерживающей ее микротеории. А внедрение всей методологии сразу — сложно, тяжело и редко эффективно.

...

Работа над стандартами оказалась непростой, требующей и времени, и внимания. Поэтому вдвойне приятно, когда происходят такие микрооткрытия (aha moments). 

PS: Статья уже была готова к публикации, когда на очередной встрече методсовета Анатолий Игоревич предложил рассмотреть термин “понятийный минимум” как альтернативу “микротеории” / “онтики”. Есть гипотеза, что в таком виде понятие будет четче схватываться (как это произошло после замены “стейкхолдера” на “проектную роль”). Тем не менее статью публикую без изменений. Ибо release early release often. 

Спасибо за интересный поста, Ваше изложение очень похоже на изложение самого Анатолия Игоревича.

Для начинающих, вроде меня, лучше в начале пояснить, что Вы присоединились к программе волонтеров для работы над учебными стандартами именно ШСМ, а не просто школы.

В начале я решил, что вы могли работать для МинОбра или отраслевого комитета по образованию.