Микротеория учебного стандарта
Этим летом я присоединился к программе волонтеров для работы над учебными стандартами школы. Волонтерство хорошая возможность сделать что-то полезное для других и лучше разобраться самому с системным мышлением, онтологикой и другими дисциплинами школы. Я подключился к проекту документирования учебного стандарта курса «Онтологики и коммуникации».
Недавно Иван (волонтер в смежном проекте), рассказывал в блоге, как мы перешли от понятия namespace к микротеории. Хочу продолжить эту тему — т.к. замена небольшая, но, как оказалось, очень полезная. Начнем с цитат:
Микротеория (microtheory) или часто просто теория — это онтика, по которой возможны более-менее формальные, непротиворечивые рассуждения в рамках какой-то строгой (по схеме и математически однозначно определённым правилам) или менее строгой (по схемоиду и правилам, определённым не столь однозначно) логики. (Онтика онтологизации)
Еще про микротеорию можно сказать, что это часть метода описания/viewpoint, но более узкое понятие. Ибо в микротеории понятия и связи, а во viewpoint ещё и терминология, нотационные замечания, советы как описывать, рекомендации по использованию
Одновременно с этим: дисциплина (учебная, научная, инженерная, менеджерская
Целеноправленная деятельность это про прагматизм, вот и возьмем его для примера.
Пример 1. Микротеория прагматизма:
Рассмотрим прагматизм и его принципы как микротеорию, в свою очередь часть более широкой микротеории/дисциплины Онтологики (драфт книжки тут).
Какой интерес/concern мы пытаемся оформить? Я бы сформулировал его следующим образом: микротеория прагматизма оформляет интерес к выявлению связей между:
- действиями
- (предположительно ведущими к реализации каких?) целей/намерений
- (и возникающими в процессе обдумывания и/или обсуждения какими?) мыслями/идеями.
Мышление на базе микротеории прагматизма помогает избежать ловушек нецеленаправленной/паразитной деятельности и аналитического ступора, быстрее и четче принимать решения, приближающие к цели.
Стоит оговориться, что одного прагматизма тут может быть недостаточно. Нужно не только осознать, что пора прекратить тратить время на обсуждения холиварной темы или второй час тупить в казуалку на мобильном, но и, собственно, прекратить. Это уже про психотехники управления вниманием, мотивацию и прочее.
В этом примере просматривается функциональный аспект микротеории в момент ее использования как части практики. Такое рассмотрение тоже может быть продуктивным, но из-за неоднозначности граундинга микротеории с таким функциональным заходом нужно быть осторожным. Особенно в случае с прагматизмом как частью трансдисциплины, которая используется одновременно в контексте более высокоуровневой практики.
Пример 2: Микротеория учебного стандарта.
Общая картина: задача школы научить студентов использовать на практике полученные знания. Стандарты обучения — это сжатые, четко сформулированные описания того, что студенты должны знать и уметь делать на определенном этапе своего образовательного пути. В дальнейшем школа планирует иметь разные варианты курсов, учебников, упражнений для разных наборов стандартов, или для разных уровней владения стандартами. Проверять в этих курсах содержание образования на соответствие стандарту, проверять знания и умения студентов.
В процессе написания стандартов эволюционно вырабатывается подход (метод описания/viewpoint) как именно описывать эти стандарты. Ядром там микротеория-учебного-стандарта. Вот несколько понятий оттуда для примера:
- Понятие
- Микротеория
- Уровни мыслительного мастерства
- Потребности удовлетворимые мастерством
- Пример удовлетворения потребностей
Написанием стандарта занимается роль методолога.
Его интерес/conсern — документирование учебного стандарта.
Чтобы это лучше получалось есть отдельный документ-методичка, описывающий не только микротеорию учебного стандарта, но и формат документа, в котором он ведется, некоторые используемые best practices
Промежуточные итоги
Понятие микротеории помогло связать в более целостную картину другие понятия: дисциплина, метод описания, интерес, роль, практики… Стало проще думать и о конкретном проекте, и о рабочей деятельности, и о процессе собственного обучения. Замечать/связывать наборы понятий как микротеории и осознано применять их на практике — эффективный способ освоить новое знание.
C этой точки зрения лучше понятен призыв Ивара Якобсона «Kill All Methods — Free the Practices». В разработке софта появились методологии как смесь дисциплин / микротеорий покрывающих очень широкие области интересов/concerns. А в обычной работе часто достаточно улучшать какие-то отдельные кусочки реальности. Это проще делать с использованием хорошо выделенной практики и поддерживающей ее микротеории. А внедрение всей методологии сразу — сложно, тяжело и редко эффективно.
…
Работа над стандартами оказалась непростой, требующей и времени, и внимания. Поэтому вдвойне приятно, когда происходят такие микрооткрытия (aha moments).
PS: Статья уже была готова к публикации, когда на очередной встрече методсовета Анатолий Игоревич предложил рассмотреть термин «понятийный минимум» как альтернативу «микротеории» / «онтики». Есть гипотеза, что в таком виде понятие будет четче схватываться (как это произошло после замены «стейкхолдера» на «проектную роль»). Тем не менее статью публикую без изменений. Ибо release early release often.
- Запостил YuryKaratunov
- Дата 05.11.2020
- 1 Comment
Спасибо за интересный поста, Ваше изложение очень похоже на изложение самого Анатолия Игоревича.
Для начинающих, вроде меня, лучше в начале пояснить, что Вы присоединились к программе волонтеров для работы над учебными стандартами именно ШСМ, а не просто школы.
В начале я решил, что вы могли работать для МинОбра или отраслевого комитета по образованию.