Школа жизни и личные системы

Как переводится школа с греческого языка? Первоначально греческое слово «σχολή» или «σχολά» означало «досуг, свободное времяпровождение», затем стало применяться как «занятия на досуге». Немногие люди прошлого могли себе позволить досуг, большинство обеспечивало свое существование и выживание. Широкие интересы возникали за счет изучения науки, теорий, моделей мира. Общее стремление человека познавать мир привело к научной революции, в том числе у большего числа людей появился досуг, который каждый использует по своему усмотрению.


«Школа» как досуг

Как переводится школа с греческого языка? Первоначально греческое слово «σχολή» или «σχολά» означало «досуг, свободное времяпровождение», затем стало применяться как «занятия на досуге». Немногие люди прошлого могли себе позволить досуг, большинство обеспечивало свое существование и выживание. Широкие интересы возникали за счет изучения науки, теорий, моделей мира. Общее стремление человека познавать мир привело к научной революции, в том числе у большего числа людей появился досуг, который каждый использует по своему усмотрению.

С приходом научной революции количество знания о мире начало расти как снежный ком, и только школа смогла гарантировать массам людей передачу минимального набора моделей мира, без которого невозможно успешно встроиться в человеческий мир. Школа в широком смысле, наряду с богатством, стала пропуском в качественную и интересную жизнь. Изучение нового знания формировало интересы человека всё дальше уводя его от интересов животного существа. Потребности и желания животного никуда не делись, но их удовлетворение стало возможным за счет знаний. Например, уважение и социальный статус животное получает за силу и сноровку, а человек может этого добиться за счет научного открытия.

На первом этапе Школа обеспечивает человека знаниями, но цель обучения этим не заканчивается. Если мы говорим про школу в широком смысле, то человеческая цивилизация стимулировала человека становится деятелем, который с учетом полученных знаний создает разные системы. До наших дней из религиозных писаний дошло высказывания о том, что «человек должен вырастить сына, построить дом, посадить дерево». В этом смысле каждый человек является инженером.

Человек в течение всей жизни создает физические системы, тем самым меняет мир. «Вырастить сына» – говорит об умении создавать человеческую систему, а в данном смысле – готового к самостоятельной жизни человека. Входя во взрослую жизнь, каждый человек занимается развитием себя самостоятельно, т.е. происходит саморазвитие. «Построить дом» – это умение создавать инженерную или техническую систему. «Посадить дерево» – это умение создавать природную систему. Учитывая последние достижения науки это известное высказывание в будущем претерпит изменение. Вероятно, скоро появятся слова про бессмертие или бесконечное саморазвитие, постройка дома изменится на умение обучать нейронную сетку, а одного дерева будет недостаточно и нужны будут более сложные природные системы.

Таким образом, любой человек является деятелем и инженером, которые в течение жизни создает системы. Какие системы будет способен создавать человек зависит от теорий и картин мира, которые он постоянно изучает в школе жизни.

Человек меняет мир

Абстрактный мир помог человечеству далеко оторваться от других животных в качестве анализа и моделирования мира, что соответственно позволило человеку создавать и привносить в мир рукотворные системы. Превосходство человека измеряется не силе воздействия на окружающую среду, а в понимании жизни и в способности формировать окружающий мир. 

Умение создавать системы – это главный навык (мастерство) человека. Осознает человек это или нет, но так или иначе он создает системы или разрушает их (например, природу). Деятельный взгляд на мир помогает человеку не просто проживать свою жизнь, подчас на автоматизме, а занимать активную позицию деятеля, который меняет мир. Наслаждение собственным умением является мощной мотивацией для человека.

Какие системы будет создавать человек в течение жизни зависит от его интересов, которые формирует окружающая человека среда (социальная среда). Внешний для человека мир формирует его интересы, закладывает мечты и цели. Следуя за своими интересами человек изучает теории и методы, с помощью которых создает системы. Тем самым меняя мир. Этот процесс у большинства происходит неосознанно, на автомате.

Внимание к каждой составляющей этой схемы помогает находить решение внутренних проблем, смысл действий и активностей человека. Например, распространенное состояние «не знаю чего хочу», скука или депрессия, вечный «поиск себя» — это с большой вероятностью результат недостаточного потребления качественной информации, которая расширяет кругозор и способствует формированию новых мыслей и идей. Широта и масштаб интересов определяет калибр личности. Одни не знают, чего хотят и убивают время, а другие имеют планетарные идеи и им не хватает времени. Вряд ли такое катастрофическое различие между двумя особями зависит от генов.

Жизнь человека зависит от окружающей среды, наследственности, мастерства, удачи. В курсе мы в меньшей степени будет уделять внимание наследственности и удаче.

Наследственность поменять мы не можем, а вот о чем мы будем говорить в части наследственности, так это про предрасположенность человека к чему-то. Предрасположенность человека сложно выявить, поэтому, как и в случае с возможными интересами человека, мы будет пользоваться тем же методом тестирования. В таком случае тестирования возможных интересов мы сможем выявить заложенные в генах способности.

Удачу ни в коем случае не списываем со счетов. Удача может кардинальным образом повлиять на жизнь человека. Но спрогнозировать или «создать» удачу мы не можем, поэтому важно дождаться удачи и быть в этот момент в форме. То есть мы не должны делать фатальных ошибок, после которых никакая удача не поможет. Для этого в разделе 11 будем рассматривать концепцию «шкуры на кону», которую ввел Насим Талеб в своей книге «"Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни".

В следующей части поговорим о влиянии окружающей среды. О том, как выявлять ее отрицательные воздействия и использовать положительные, которые помогают человеку бесконечно развиваться и менять мир к лучшему. Основным инструментом человека является его мастерство. Мастерство – это освоенные теории и методы, которые дают понимание реальности (моделирование) и с помощью которых создаются успешные системы. В итоге теории и методы позволяют лучше использовать свою наследственность и окружающую среду, а также не проморгать и быть готовым к удаче.

Чтобы подчеркнуть, почему в современном мире важны теории и методы, предлагаем рассмотреть данные INCOSE (международный совет по системной инженерии) по стоимости исправления ошибок в зависимости от стадии жизненного цикла. Знание правильных теорий защищают, как минимум, от ошибок «лоха», дурака, обывателя, а как как максимум, дают мастерство и конкурентное преимущество.

Источник: черновик онлайн курса «Введение в системное мышление».

Табличку про стадию ЖЦ - стоимость исправления ошибки видел не раз в различном исполнении. А можете подсказать оригинальный документ, в котором эта табличка впервые была использована? Я так понимаю, это INCOSE какое-то исследование проводил?

Артем, таблица из учебника "Системное мышление 2020", а точную ссылку на исследования не подскажу.