Уровни интеллекта

Прежде всего определим интеллект как эффективность в научении решению самых разных задач. Эффективность — это с какой скоростью мы чему-то можем научиться. Смогли научиться операционному менеджменту или высшей математике за год — отлично! Смогли за два года — интеллект вдвое хуже. Не смогли научиться даже за десять лет — совсем плохо с интеллектом.

При этом будем делить интеллект на набор широких способностей/broad abilities по научению каким-то навыкам и умениям/skills. А уже эти приобретённые в обучении (с учителем, или просто в деятельности) навыки и умения решают задачи.

Интеллект тем самым оказывается не про решение задач! Экскаватор решает задачи копания, калькулятор решает задачи счёта, и это мы не считаем интеллектуальным. Интеллект проявляется там и тогда, когда в ходе обычного решения задач встречается что-то необычное, новая задача, которой его ещё не учили, и наш решатель задач вынужден научиться чему-то новенькому.

Экскаватор копает и встречает огромный валун под землёй, калькулятор встречает необходимость перемножения чисел, записанных прописью — без внешнего управления они просто остановятся, или будут совершать глупые действия.

Человек, если его натаскать на какой-то узкий класс задач, получает умение, приобретает в нём навык (skill) — и будет решать их довольно эффективно. Интеллект тут ему нужен будет только в момент обучения. Задачи же того класса, которому его обучили, он будет решать как автомат, это уже не требует интеллекта. Способность к отращиванию себе нового навыка, нового автоматизма по решению задач — вот в чём интеллект! Человек способен отрастить себе навыки и умения от требующихся в инженерии до требующихся в менеджменте, от требующихся в исследованиях до требующихся в медицине. Котёнок этого не может, у него интеллект слабее.

Человек с интеллектом будет над задачами нового класса задумываться — и находить решения, нарабатывать себе новые умения (использовав для этого учебники, учителя, или даже просто методом проб и ошибок, приобретая опыт). Или он не сможет приобрести нужное умение, или приобретёт, но за пять лет, а не за пять минут. Повторим: интеллект — это эффективность в научении решению самых разных задач. Интеллект — это скорость отращивания самых разных умений, «способности», а не конечный навык.

Новости по поводу книги/текста появляются в блоге автора, https://t.me/ailev_blog, предложения и замечания присылать автору по адресу ailev@asmp.msk.su

Источник: книга А.Левенчука «Образование для образованных 2020».