Готовность к (мыслительному) действию

Освоение высокоуровневых мыслительных компетенций в интеллект-стеке обычно требует определённого уровня владения более низкоуровневым мышлением. Едва ползающему человеку прыжки и танцы не будут доступны, нужно сначала накачать мышцы и освоить контроль тела, подготовить его к действию. И только после получения готовности тела к действию можно учить какие-то паттерны сложных спортивных и танцевальных движений. Образование устроено так же. Арифметика изучается перед интегралами, без знания таблицы умножения высшей математики не освоишь — арифметика тут пререквизит для высшей математики. Сначала готовность и автоматизмы/беглость в мышлении для более базовых мыслительных навыков, а затем готовность и автоматизмы/беглость на более прикладных уровнях мышления — и так на нескольких уровнях.

Есть легенда, что талант к мышлению (какого бы вида оно ни было) врождённый. Да, генетическая предрасположенность к какому-то виду мышления бывает, как у спортсменов к какому-то виду спорта. Но мышлению нужно учиться: сами приёмы мышления не заложены в мозге, они должны быть усвоены и натренированы. Это означает, что натренированный «не талант» легко обойдёт в том или ином виде мышления нетренированного «самородка», который так и останется «вечно подающим надежды», он просто не будет знать, как мыслить правильно. Выученный волками потенциально гениальный Маугли не будет уметь даже разговаривать, не то что правильно мыслить.

Интеллект-стек, как он показан в книге/курсе «Образование для образованных 2020»— это набор лучших на сегодняшний момент в нашей цивилизации принятых по поводу мышления решений. Лучших (state-of-the-art) в цивилизации по состоянию на 2020 год, а не 2010 (новая весна искусственного интеллекта началась в 2012 году, в 2010 году компьютеры не разговаривали!) или уж совсем древний 1980 год (год появления первого персонального компьютера). Эти решения о выборе тех или иных приёмов мышления изо всего известного человечеству множества вариантов как раз и направлены на то, чтобы думать абстрактно, адекватно, осознанно, рационально, а не «дикарски», с игнорированием всего накопленного цивилизацией мыслительного опыта. И эти решения по выбору приёмов мышления предполагают письменное оформление результатов мышления, это не только приёмы мышления «внутри головы».

Насколько окультуренный цивилизацией интеллект, то есть мышление с использованием трансдисциплин, сдерживает или наоборот, стимулирует творчество по сравнению с живым «дикарским» мышлением? Опыт цивилизации показывает, что образованные и мыслительно тренированные люди обычно выигрывают в массе своей у неучей. Гениальные самоучки-дикари-кулибины чрезвычайно редки. При этом на поверку «самоучки-дикари» оказываются часто более чем начитаны и образованы, разве что их образование не было связано с каким-то официальным учебным заведением, а паттерны своего «гениального самородного мышления» они тоже брали из литературы и подхватывали у своих вполне образованных учителей, а не изобретали по ходу дела.

Интеллект-стек, куда входит и системное мышление, в порядке самообразования нужно «накачать» и «разработать» так же, как мышцы и суставы для готовности тела к движению — мозг ведь тоже тренируем, он пластичен и в буквальном смысле слова изменяется в ходе тренировки. И именно поэтому тренировки мышления не быстры. Как и с обычными мышцами, быстрых результатов за одну-две тренировки мышления не получишь, нужны месяцы и годы, ибо при этом задействуются медленные биологические процессы в мозге. Отращиваются синапсы нейронов, улучшается кровоснабжение мозга. Мышление развивается медленно. Поэтому человек не полагается только на биологическую природу своего мышления, а задействует компьютер: так проще управлять вниманием, проще задействовать большую память, проще обмениваться результатами мышления.

Человеческое мышление имеет внешний характер, оно проходит не только в мозгу, но и во всём теле, и выходит за его пределы (тезис extended mind), поэтому системное мышление тренируется не только как умственное упражнение, но и с задействованием компьютерных средств моделирования — от просто письма до изощрённого математического многомасштабного (multiscale, на разных уровнях структуры вещества) имитационного моделирования. Люди давно не работают «просто руками», они используют инструменты. Люди давно не думают «просто мозгами», они используют компьютеры. Если вы обнаружили себя в ходе глубокого размышления, в котором вы не ведёте никаких записей, не делаете никаких моделей — вы явно что-то делаете не так. Мышление происходит сегодня письмом и моделированием. Системное мышление тут не исключение.

Продолжительное фундаментальное образование нужно, чтобы дальше иметь возможность не просто цивилизованно мыслить, но и мыслить бегло. Натренированные паттерны мышления дают возможность как по проложенным в мозгу рельсам быстро проводить типовые абстрактные, рациональные, адекватные, осознанные рассуждения, не затрачивая на это мыслительных усилий, практически интуитивно. И только если эти «рельсы мышления» оказываются вдруг где-то не проложены, только при столкновении с чем-то действительно новым, можно переходить на затратное «просто мышление», задействовать какие-то иные, поисковые механизмы мышления, «голый биологический интеллект». Но такие ситуации — исключение, а не правило. Вам очень повезло, если вы попали на такой фронтир (но не факт, что вы сможете на этом фронтире что-то придумать, пополнить запас эффективных паттернов мышления человечества).

Эти ускоряющие мышление взятые из культуры паттерны используются как в самых базовых видах мышления (логические рассуждения общего вида), так и в основанных на них более сложных (системное мышление, вычислительное мышление/computational thinking), так и в быстро меняющихся ещё более специализированных и сложных вариантах инженерного, менеджерского, предпринимательского или даже танцевального и спортивного мышления в их многочисленных видах и вариантах. И беглости мышления нужно добиваться во всех них, все эти виды мышления нужно тренировать. Кроме того, что эти паттерны мышления дают выигрыш в скорости по сравнению с мышлением-дичком, они предохраняют от грубых мыслительных ошибок. Один раз выучиваете операцию умножения — всю жизнь затем используете. Один раз выучиваете, что потребности относятся к надсистеме, а требования к системе — и тоже используете всю жизнь. Платят за удовлетворение потребностей, а не за реализацию требований. Если будете путать, то можно и без денег остаться! Лучше бы это выучить один раз, чтобы потом всю жизнь не ошибаться! А это знание и есть часть системного мышления. Оно очень практично, экономит время, спасает от ошибок.

Для «образованного человека» нужно освоить одно и то же компактное мышление трансдисциплин интеллект-стека, и оно пригодится ему для самых разных деятельностей и проектов. Ведь человеку придётся в жизни играть много самых разных деятельностных ролей, начиная с ролей инженера, менеджера, технологического предпринимателя, но не ограничиваясь ими. Каждая из этих ролей потребует своего прикладного мышления, но методологическое мышление интеллект-стека нужно будет для всех них. Будь вы предпринимателем на рынке секс-игрушек, или менеджером космического туризма, или инженером квантовых компьютеров — вам придётся быть собранным, задействовать логику, коммуницировать сложные модели мира с вашими коллегами, удерживать внимание на многочисленных системах, которые затрагивает ваш проект, вы будете использовать компьютеры. В следующем проекте всё повторится: весь ваш интеллект потребуется опять, в какой бы роли вы не выступали. Мышление как деятельность интеллекта — оно универсально, оно всегда будет с вами, и системное мышление входит в состав этого мыслительного минимума цивилизованного человека.

Обязательно нужно учитывать, что речь идёт о лучших на сегодняшний момент (state-of-the-art) приёмах мышления. Базовые приёмы мышления относительно стабильны (время их изменения может быть и сотнями лет: сколько веков аристотелевой логике?), но в 21 веке и базовые приёмы за время длинной человеческой жизни могут немного меняться, так что тут нужно быть начеку и вовремя переучиваться (аристотелева логика с её силлогизмами осталась в истории, вместо неё сейчас множество вариантов математической логики).

Уже в 21 веке существенно изменилось понимание самого интеллекта, научного мышления, причинно-следственных отношений, логики как вероятностного вывода, да и самого системного мышления. Если вы будете изучать эти предметы по учебникам более древним, чем 2015 год издания, то вы можете удивиться, насколько они уже не отражают современное состояние этих дисциплин. Не учитесь старью! Не учитесь системному мышлению авторов 80-х годов 20 века, проверяйте годы издания ваших учебников!

Так, при поиске учебника системного мышления в гугле одним из первых находится учебник тренеров нейролингвистического программирования Джозефа Коннора и Яна МакДермотта в переводе на русский язык. Но этот учебник в английском оригинале был написан аж 23 года назад, в 1997 году! Неудивительно, что он так сильно отличается по содержанию от нашей книги, в нём приведены довольно древние представления о системном мышлении. Системное мышление не стояло на месте, оно интенсивно развивалось в 21 веке, как развивался и весь интеллект-стек трансдисциплин.

Источник: учебник А.Левенчука «Системное мышление 2020»

Я правильно понимаю, что интеллект-стек представляет собой некий набор способов мышления?  Или это набор лучших практик в той или иной области деятельности? Где можно на него посмотреть?

Читал вот эту статью, но список там какой-то краткий

https://blog.system-school.ru/2020/10/20/%d0%bc%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%be-%d1%81%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%b5%d0%bc%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%bc%d1%8b%d1%88%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f-%d1%81%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%b8-%d0%b4%d1%80%d1%83%d0%b3/

Интеллект-стек представляет собой стек лучших практик, в основе практик лежат практики мышления (потому как при задействовании прикладных практик всё равно приходится их "подкручивать", адаптировать к новым условиям).

Более полный вариант интеллект-стека описан в книге/курсе "Образование для образованных 2020", если совсем кратко и без пояснений, то вот он (и на коллективных уровнях мышление мы называем "культурой"):

•глобальная производственная культура

•культура эко-системы

•культура предприятия

•Команда мечты: культура командной работы

Прикладное мастерство

Кругозоры: предпринимательский, менеджерский, инженерный

Системное мышление

Вычислительное мышление

Онтологика (онтология, эпистемология/научное мышление, логика)

Коммуникации

Собранность ума и тела


А ещё русскоязычные ссылки постят так: добавляют в строке браузера пробел после адреса, и затем уже cut/paste с этим пробелом. И ссылки выглядят после этого прилично. Например, ссылка, которую вы привели, выглядит так: https://blog.system-school.ru/2020/10/20/место-системного-мышления-среди-друг/