Про идентичность и проектную роль

В последние годы мне довелось плотно столкнуться с двумя очень похожими концептами. Проектные роли, или стейкхолдеры в системной инженерии и идентичности в психологии. 

Проектные роли, удобная модель для того чтобы определить людей, взаимодействующих с системой в разные моменты её жизненного цикла. Именно тем, насколько удовлетворены проектные роли системой, и будет зависеть степень успешности системы. Будут ли систему использовать в том окружении на которое рассчитывали, когда проектировали системы. Часто говорят о предпринимателях, менеджерах и инженерах которые задумывали, разрабатывали и обеспечивали успешное замыкание цепей поставок.

В контексте проектной роли мы можем говорить о вьюпоинте, интересах, предпочтениях, дисциплинах и практиках.

Идентичности, это удобная модель, в которой навыки и интересы человека смыкаются с тем, как он определяет себя. Ответы, которые человек дает на вопрос “кто я такой?”. Именно тем, насколько человек оценивать себя в каждой из своих активных идентичностей, и складывается его самооценка. 

В контексте идентичности можно говорить о картине мира, ценностях, зоне комфорта, интересах, привычках, навыках, рутинах, внутренней критике.

Похоже что, проектные роли соотносятся с идентичностями, примерно так, как соотносятся функции и конструкции. 

Человек применяет одну из своих идентичностей, чтобы сыграть предложенную проектную роль. 

Часто, они могут совпадать даже по названиям. Идентичность может обозначаться изнутри как “Я инженер”, и в проекте она будет использоваться для того чтобы сыграть роль инженера автоматизатора. 

Они могут соотноситься и более сложным образом.  Идентичность “Я хороший сын”, может привести к исполнению проектной роли “Бебиситер” в контексте присматривания за младшими братьями.  Или  проектной роли “курьер”, которая обеспечивает для менеджера-родителя реализацию поставки кабачков от тёти Тамары. 

При этом, то что в ШСМ называется системным лидерством, с уговариванием человека исполнить проектную роль, с точки зрения идентичностей, будет либо разговором о внешней оценке для идентичности, либо формальной договорённостью на сознательном уровне. И тут надо бы эту грань понять, и видеть. 

Зачем вообще идентичность нужна? Насколько я понимаю эту концепнцию, пока идентичность находится в хорошем состоянии, достаточно сложные действия начинают исполняться автоматически, системой 1 по Канеману. Левой частью спектра мышления по терминологии ШСМ. Кризис идентичности (“Я был хорошим, но хорошим быть перестал и теперь не знаю кто я.”) (“Я лицеистом, но вот я выпустился, и теперь я кто?”), приводит к тому что связанные с ней действия перестают выполняться автоматически, рутины нарушаются, большая часть действий начинает требовать сознательного контроля, что приводит к быстрому истощению того что Дорофеев называет мыслетопливом, МакГонигал силой воли.  В профильной психологической литературе идёт речь о волевом ресурсе. 

Так же, в контексте идентичности удобнее будет говорить о ценностях, которые уже в свою очередь будут смыкаться с интересами и предпочтенями проектной роли.

Интересно было узнать про точки сопряжения системного мышления с психологией. Не очень понял как можно в системном мышлении можно использовать эту связь. Из того, что прочитал пока сложилось впечатление, что наоборот,  рекомендуют не рассматривать как персона справляется с ролью, а взаимодействовать с ней как с ролью. 

Можете пояснить?

Да, конечно. 

Системный подход, предполагает что мы о всех субъектах в проекте думаем как о проектных ролях. 

Но курс онтологика и коммуникация, рекомендует практики ненасилственному общения применять не только к окружающим, но и к себе.

Тут возникает вопрос о внутреннем диалоге и субъектах которые его ведут. И вот тут может пригодиться концепция идентичностей. Может и не. Есть ещё несколько вариантов ответа на вопрос, "между кем там диалог?". Но в любом случае, если не ответить для себя на вопросы о конфликтах между предпочтениями разных кусков мозга, построить "успешную жизнь" можно только случайно. 

Прочитал пост, вроде все понял. Александр спросил, вы ответили, я теперь запутался.

+ вчера на лекции еще отдельно Церен рассказал про системное лидерство, и это противоречит тому, что в посте : / Я запутался еще сильнее : )

Но это наоборот всё хорошо, интересно поразмышлять про то как связаны роли-из-системного-мышления с другими ипостасями ролей-не-из-СМ, потому что идентичность тоже можно назвать ролью, только в другой концепции.

Для пущего моего понимания вопрос: можно ли сказать, что идентичность есть роль жизненная (которая не относится к проекту, не относится к профессии и к деятельностным ролям)? 

Небольшое уточнение: важно понимать, что проектные роли =/ люди! Это мыслительные модели о предполагаемом поведении людей, которые исходят из потребностей, ролевых интересов и предпочтений по отношению к системе.

Идентичность же, как психологическая концепция, о самом человеке (который есть исполнитель роли, но не сама роль). И как раз в рамках предлагаемого в системном мышлении подхода "идентичность "Я инженер"" будет скорее признаком того, что человек не отделяет себя от своей роли (инженер – роль), и ему бы с этим разобраться, самостоятельно или при помощи психолога, потому что застревание в роли может и до ручки довести, такое никому не надо.

Мы предлагаем связку системного мышления с психологией через неудовлетворенности (психологические потребности). И в ролевом мастерстве говорим о том, что неплохо бы не только роль понимать, но и обращать внимание на эмоции/демонстрируемые неудовлетворенности исполнителем конкретной роли, и пробовать с ними разбираться этично. Это вполне соответствует практикам ННО, обсуждаемым в курсе онтологики. От "идентичностей" я бы вовсе отказалась пока – вызывает путаницу с ролями, такого нам не надо.

Про связь системного мышления и психологии подробнее можно прочитать в посте, который предлагаем в качестве дополнительного чтения в курсе "Введение в системное мышление": "Человек – потребности – личность"

Да, идентичность не совсем роль, но жизненная. Идентичности, это тот набор модулей, которые должны выполнять функцию-проектную роль. Я-инженер, внутренняя концепция, набор синестезий и навыков, объединённых в один эмоционально значимый образ себя. Эта идентичность может выполнять в проекте, роль инженера пусконаладчика. Грубо говоря, идентичности, это те части человека, которые могу играть проектные роли. 

Петр, а зачем такие сложности? Мне непонятно, с какой прагматической целью вы вводите эту "идентичность". Модуль, в целом, должен быть физичным, и если говорить о себе как исполнителе роли (функции), то ваши модули – это участки обученного что-то делать мозга, руки, ноги и тп. Сами по себе навыки и концепции не есть модули. 
Но даже если заморочиться и выделить модули – что это дает? иными словами, выделяем идентичность, "чтобы что"?

Тут, на мой взгляд, смешались в кучу кони, люди: те "бесчеловечная" часть (роль, интересы, компетенции и пр), с которой нужно разбираться при помощи практик системного мышления и прикладных практик конкретного мастерства, и "человеческая часть" (хочу ли я выполнять роль инженера? почему хочу/не хочу? с какими неудовлетворенностями это связано? какие эмоции вызывает?). Для человеческой части берем психопрактики и практики коммуникации/ненасильственного общения, и спокойно разбираемся. "Идентичности" же смешивают и то, и другое в кучу и не позволяют разобраться с каждой частью отдельно, добавляют путаницы.
Мы об этом подробно говорим на курсе "Введения". Если интересно, помимо поста выше можно почитать посты студентов "Введения" из рубрики "Подготовительные курсы" на тему собранности/неудовлетворенности. Там и конспекты пишут, и свои мысли по этому поводу)