Перед тем, как заняться системным мышлением

Человечество вырвалось из царства природы. Масса всех людей сегодня составляет 300 миллионов тонн, это вдвое больше массы всех позвоночных, которые существовали на Земле до появления человеческой цивилизации. Техносфера (вещество, переработанное людьми под свои нужды) может быть оценена в 30 триллионов тонн, это больше 50кг на каждый квадратный метр поверхности земли(Zalasiewicz и др., «Scale and diversity of the physical technosphere», Zalasiewicz и др., http://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/2053019616677743.).

И всё это за счёт того, что человечество в своё распоряжение получило интеллект, чья функция — мышление, направленное на решение новых и новых классов задач, бесконечное развитие.

Системное мышление — это только один из многих видов мышления, доступный человеческому интеллекту. Перед тем, как заняться его изучением, нужно понять общие требования к мышлению (не только системному!), а затем рассмотреть место системного мышления в ряду других мышлений. Также нужно ответить на вопрос: чем отличается системность и систематичность. А ещё в мире существует много вариантов системного мышления, и нужно понять, какой вариант выбран для нашей книги.

Дальше будет некоторое количество замечаний, как относиться к терминологии в нашей книге (слова-термины важны, и не важны!), понять уровень формальности системного мышления, и понять, не мешает ли системное мышление творчеству (в учебнике же приведены шаблоны эффективного мышления, которые отлично работают, но может ли быть «творчество по шаблону»?).

Ещё нужно ответить на вопрос: можно ли научить мышлению и какие стадии обучения мышлению? Сразу скажем, что наша книга как учебник езды на велосипеде: чтение книги многое вам расскажет про системное мышление, но не факт, что после прочтения книги вы станете системным мыслителем. Нужна практика! Даже решение задач по системному мышлению имеет свои особенности. А после обучения нужно ещё и перейти к использованию мышления в реальной жизни.

И только после рассказа обо всём этом в следующей главе мы начнём изучать основные понятия системного подхода.

Наша книга/курс — это не справочник или монография. Это учебник. В учебнике этом есть новации, которые могут вызвать удивление у незнакомого с ними студента:

  • Используются принципы «разнесения» (spacing) и «перемешки» (interleaving). В тексте идёт постоянное возвращения к каким-то темам через разные промежутки времени (spacing), одновременное обсуждение винегрета из трёх-четырёх тем вместо строго последовательного изложения (interleaving), а вот последовательного изложения тем, группировки нескольких примеров на одну тему (в образовании это blocking), как это обычно делается — вот этого нет! Студенты интуитивно считают, что упорядоченное сжатое изложение материала по одной теме (blocking) и легче в восприятии, и лучше для последующего вспоминания. Но эксперименты показывают, что перемешка (interleaving) и перерывы в подаче темы (spacing) замедляют обучение, ибо более трудны в восприятии, но зато существенно улучшают результаты обучения(статья, в которой этот эффект описан в экспериментах для одного из классов задач подробно, но приводятся ссылки на аналогичные эффекты и для других классов задач: M. S. Birnbaum, E. L. Bjork, R. A. Bjork, Department of Psychology, University of California, Los Angeles, "Why interleaving enhances inductive learning: The roles of discrimination and retrieval", https://yadi.sk/i/UPRTP0DxRpw8Vg).
  • некоторые фрагменты текста повторяются в довольно похожих формулировках, иногда через пару абзацев, а иногда через десяток страниц, иногда через сотню страниц. И это не один раз — некоторые мысли повторяются десятки раз! Это тоже намеренно, текст учитывает необходимость повторения для лучшего усвоения. Мы понимаем, что не все решатся перечитывать учебник «для повторения», так что мы просто встроили немного повторения в однократное прочтение. Но мы уверены, что всё равно будет крайне полезно прочесть этот учебник второй раз. Дело не в том, что в текст встроено мало повторений. Дело в том, что понимание при повторном чтении будет совсем другим! Опыт показывает, что второй раз учебник читается «как в первый»: вычитывается из него совсем другое. Впрочем, этим наша книга/учебник не отличается от любых других не самых простых текстов.
  • Терминология не фиксирована, в явном виде везде используются синонимические ряды. Быстро пробежаться глазами по фразе, чтобы понять её оказывается нельзя! Требуется каждый раз понимать, не какое слово написано, а какое понятие имеется ввиду! Да, это тоже намерено. В жизни вам не будут встречаться слова из учебника (не встречаете же вы в жизни «физические тела», хотя в учебнике физики речь именно о них!), а в учебнике нет слов из жизни (в учебнике физики не описан полёт пустой бутылки в мусорную корзину, а описан полёт физического тела неведомо куда). Наш учебник готовит к этой ситуации. И да, чтение становится более медленным, это не так плохо.

Обучение оказывается тем редким случаем, когда «разнесение», «распыление»«повторение» и нефиксированная терминология полезны для результата (но, конечно, они замедляют само обучение)!

В курсе системного мышления вам потребуется решать кейсы и давать обоснования этих решений. Не ленитесь давать обоснования! При решении задач вы поднимете беглость в использовании терминологии. Вместо «смутных ощущений» верности или неверности ответов вам придётся выразить рассуждение о верности ответа каким-то текстом, и термины перестанут «вертеться на кончике языка», но не вспоминаться. Вам пригодится эта учебная тренировка в написании обоснований, когда вы будете общаться с коллегами в рабочей ситуации.

Для усвоения материала мы не советуем писать конспекты/изложение материала учебника, это оказывается бесполезным. Мы советуем писать короткие тексты по всем мыслям, которые пришли к вам в голову при чтении книги/курса, жанр «сочинения», а не «изложения/шпаргалки». Очень помогает и стимулирует публиковать эти заметки, например, в блоге. У вас же есть эккаунт в какой-то социальной сети? Вот туда и пишите. Ваши собственные мысли, которые вызовет чтение этой книги — это важная информация. Не теряйте эти мысли, ищите для них слова, записывайте, делитесь этими мыслями с миром.

Пользуйтесь чатом поддержки книги/курса, не чувствуйте себя одиноким, системному мышлению учатся сегодня тысячи студентов: https://t.me/system_school

Источник: учебник А.Левенчука «Системное мышление 2020»