Человек как платформа

Взрослые не появляются из ниоткуда. Их создают. Над этим работает семья, школа, окружающая среда, культура и даже реклама с телевизором и соцсети. В осознанном возрасте люди стараются работать над собой самостоятельно, но вот что надо улучшать, в каком порядке и какие методы для этого выбирать. В этом посте приводится инженерный подход к "изготовлению" человека как системы-платформы.

Почему рассматриваем человека как систему и как развитие человека связать со словом "платформа"?

Рассмотрение человека как системы позволило изучить его внутреннее строение. Науке известно из каких частей (органов) состоит человек и какие функции у каждого органа. Это понимание внутреннего строения человека как системы и подсистем, например, помогает медикам творить чудеса, перестраивая человеческое тело. Из чисто биологической системы создаются киборги, в которых использованы небиологические части-протезы. Врачи используют специальные методы для работы с поврежденным телом человека, чтобы восстановить базовые человеческие функции: дышать, двигаться, говорить, быть в сознании и т.п.

Системное рассмотрение применимо не только к внутреннему строению человека, но и распространяется на человеческие способности совершать сложные движения и создавать сложные объекты. То есть не просто ходить, но и танцевать, не просто писать и говорить, но и вписываться в команды и проекты, осваивать и использовать новые технологии, создавать высокотехнологические системы. Чтобы системно подойти к "изготовлению" человека, который мог бы совершать нечто большее, чем дышать и говорить, нам и потребуется понятие "платформа".

Рассмотрение человека как системы (платформы) помогает разобраться с тем, что нужно развивать человеку в себе и в каком порядке создавать разные уровни платформы.

Понятие "платформа" можно рассмотреть на примере автомобиля. Автомобильная платформа – это некий набор общих деталей, из которых собирают разные автомобили одной или даже нескольких марок. То есть инженеры создают сначала универсальную платформу, уже далее эта платформа используется как часть разных моделей и марок автомобилей. Первой модульную платформу Modular Transverse Matrix (MQB) разработала компания Volkswagen. На ней выпускаются 40 моделей автомобилей таких марок как Seat, Audi, Skoda, Volkswagen. Модульная платформа состоит из следующих узлов: трансмиссия, подвеска, рулевое управление, двигатель, электрооборудование.

Идея платформы состоит в том, что ее разрабатывают один раз, но это позволяет создавать автомобили разных классов и комплектаций на основе унифицированных модулей. Это снижает стоимость и время на разработку и производство, но при этом возникает возможность впоследствии создавать автомобили исходя из разных требований покупателей и ситуаций использования. На одной платформе могут быть созданы гражданские и военные авто, пассажирские и грузовые авто, авто эконом и представительского класса.

Идея человеческой платформы состоит в том, чтобы развить части мозга и тела до такого уровня, которое позволит в дальнейшем легко и быстро дообучаться до нужного уровня жизненного мастерства. В жизни человек часто переучивается и играет многочисленные роли, вписывается в рабочие и социальные коллективы, ему приходится соответствовать разным требованиям. Понятие человеческой платформы позволяет говорить об универсальном мастерстве человека, которому по жизни придется быть мужем, отцом, воспитателем, менеджером-инженером-предпринимателем хотя бы по отношению к своей жизни, а также исполнять роли в рабочем проекте (инженер по требованию, маркетолог, ИТ-разработчик и т.п.) или в различных жизненных ситуациях. Человек как платформа должен быть способен выполнять различные практики на всех стадиях жизнедеятельности бесконечно-развивающегося человека.    

Говоря системным языком, развитая платформа позволит человеку быть частью оргзвена, которое организовано на проведение какой-то работы. Самое простое оргзвено - это человек в какой-то роли вместе с технологиями для исполнения этой роли. Например, программист с компьютером или токарь со станком ЧПУ. Оргзвеном является также команда (не только рабочая, но и например, спортивная или пара в танце), подразделение и предприятие. Как и в случае с автомобильной платформой хотелось бы создать человеческую платформу, которая позволит быстро и легко вписываться в различные организационные структуры (оргзвенья).

Хорошая спроектированная платформа определяет будущее человека, формирует для него возможности на будущее.
 

Из же чего состоит платформа человека?

На примере автомобиля показано, что платформа состоит из определенных физических модулей, которые можно условно разделить на платформенные уровни. Когда рассматриваем уровень трансмиссии и ее окружения, то важно как трансмиссия связывается с другими модулями платформы, но при этом одновременно не рассматривается внутреннее содержание трансмиссии. Специалисты, которые занимаются уровнем взаимодействия трансмиссии с подвеской и другими частями платформы, и специалисты, который занимаются созданием самой трансмиссии, - это не одни и те же специалисты.

Также медики и нейрофизиологи занимаются каждый своим уровнем строения человека. Но в силу сложности строения мозга пока невозможно выделить отдельные части мозга, которые отвечают за разные компетенции (мастерство) человека. Поэтому, говоря про платформу человека, мы не сможем, как в автомобиле, точно выделить все модули платформы человека. Мы будем говорить, что есть часть мозга, которая отвечает за определенную функцию или жизненное мастерство.

Если посмотреть на функции человека с точки зрения мастерства, то можно выделить:

  • мастерство собранности - это компетенция (знание, умение, навык) владения собой и умения собрать себя в кучку в нужный момент, чтобы совершить определенное действие. По поводу собранности сказал Сенека: "Сильнее всех тот, кто владеет собою". Таким образом, отмечается, что умение собраться, умение управлять вниманием, умение совладать с эмоциями, дисциплинированность, развитое тело - это база для дальнейшего развития человека. К сожалению, упущенное время на строительство этого уровня платформы в детстве сложно компенсировать во взрослой жизни. Платформенный уровень собранности состоит из части мозга, которая отвечает за владение собой, а также из развитого тела;
  • мыслительное мастерство (интеллект) - это компетенция быстро находить решение новых задач, встраиваться в новые проекты, выбирать новые роли и осваивать прикладные практики. Мыслительный интеллект - это часть мозга, которая отвечает за ролевое мастерство, за способность логически мыслить и коммуницировать, за системное мышление, за научное и вычислительное мышление.
  • прикладное мастерство - это компетенция в конкретных прикладных практиках. Прикладной интеллект - это часть мозга, которая отвечает за прикладное мастерство. Это знание конкретных ролей и умение пользоваться необходимыми технологиями. Прикладной интеллект человека задействуется при формировании следующих уровней интеллект-стека, а именно интеллект команды проекта, распределённый  интеллект предприятия, распределённый интеллект экосистемы, глобальный/цивилизационный/планетарный производственный  распределённый интеллект. Жизненное мастерство включает в себя прикладное и мыслительное мастерство, а также собранность. 

Модель человека как платформы связано с понятием интеллект-стека, о котором пишет А.Левенчук в книге "Образование для образованных".

Само мастерство (компетенция, функция/сервис человека) демонстрируется внешним поведением человека, но конкретный модуль (часть мозга), который ответственный за это поведение, на нашем уровне рассмотрения не важен. Поэтому в платформе человека говорим про часть мозга, который выдает определенный сервис наружу. Например, сервис - собрать себя в кучку перед экзаменом. Не важно какая именно часть мозга отвечает за каждое такое поведение, мы все равно пока не может ее поменять как модуль в автомобиле. Но мы знаем как "создавать" эту часть мозга. Об этом следующая часть поста.

Как создавать человека как платформу?

Изготовление  модулей автомобильной платформы и модулей человеческой платформы происходит по разному. Части мозга и тела невозможно изготовить путем сборки из более мелких моделей. Поэтому вместо слово "изготовить", когда имеют дело с человеком, говорят о воспитании, тренировке, обучении и т.п. Человеческая платформа создается путем изучения определенных теорий, постоянных тренировок и реализации реальных проектов (нужно ставить шкуру на кон). То есть мозг нужно нагружать потреблением правильной информации, размышлениями, действиями и анализом действий, а тело - нагружать физической активностью. 

Чтобы развить части мозга и тела, отвечающие за мастерство собранности необходимо освоение следующих дисциплин и постановка практик:

  • Психопрактики (управление вниманием, устранение отвлекающих внешних и внутренних факторов):
    • Практики внимания и осознанность на 4 уровнях;
    • Сила воли (для поднадзорности и самоконтроля, и чтобы не тратить неэффективно энергию);
    • Практики работы с неудовлетворенностями (вывод их наружу и называние, например, фокуссинг);
    • Практики работы с эмоциями и внутренними проявлениями (чтобы они не отвлекали, но помогали);
    • Киберпсихика и экзокортекс;
  • Телесные практики:
    • Практики физической формы для действий в моменте по роли;
    • Практики получения удовольствия;
    • Практики продления жизни;
  • Базовые практики бесконечного развития:
    • Потребления информации: систематическое чтение, формирование окружения, заметки, ….;
    • Размышления: мышление письмом, проговаривание, …;
    • Личное стратегирование: возможности, прагматизм для выбора целей, личные финансы, … );
    • Планирование и организация деятельности: тайм-менеджмент, GTD, проектное управление, …;
    • Реализация работ: прикладные практики; Помодоро, Deep Work, состояние потока, ...
    • Отдых и восстановление (продление жизни): смена «картинки», путешествия, …
  • Базовый кругозор:
    • Стадии жизнедеятельности бесконечно-развивающегося человека;
    • Уровни мастерства, включая мастерство собранности, мыслительное и жизненное мастерство;
    • Интеллект-стек и человек как платформа;
    • Что такое счастье, успех, бесконечное развитие с точки зрения системной методологии;
    • Этика и шкура на кону;
    • ….

Чтобы развить части мозга и тела, ответственные за мыслительное мастерство необходимо освоение следующих дисциплин и постановка практик:

  • Ролевые трансдисциплины и формирование ролевого мастерства:
    • Ролевые практики (выявление и выбор ролей, вход, выход и переключение, ролевая осознанность, …);
    • Деятельностный кругозор в части проектной деятельности;
    • ...
  • Методологические трансдисциплины и формирование соответствующего мастерства:
    • Онтологика и коммуникации;
    • Научное и вычислительное мышление;
    • Системное мышление;
    • ...

Чтобы развить части мозга и тела, ответственные за прикладное мастерство необходимо освоение соответствующих прикладных практик и изучение трансдисциплин деятельностного кругозора в части формирования интеллекта команды проекта, распределённого интеллекта предприятия, распределённого интеллекта экосистемы, глобального/цивилизационного/планетарного производственного  распределённого интеллекта.

Понятие "платформа" позволяет понять на что нужно обратить внимание, чтобы улучшать свое жизненное мастерство в течение всей жизни.

При создании человеческой платформы можно выделить следующие принципы.

Первый принцип развития платформы состоит в том, что каждый нижний уровень в платформе задействован в создании следующего уровня. Чтобы начать развивать мыслительные мастерство должна сформироваться часть мозга, которая отвечает за внимание, управление эмоциями, а также нужно освоить элементарные практики организации и дисциплины. То есть без определенной собранности невозможно интеллектуальное обучение.

Второй принцип развития платформы состоит в том, что формирование всех уровней платформы проходит циклическим образом. Постоянное обучение - это бесконечное развитие и регулярное повышение мастерства на всех уровнях платформы. Бесконечно-развивающийся человек осознанно осваивает все более сложные дисциплины и технологии на каждом платформенном уровне. В детстве мы просто умели читать и писать. Этого было достаточно, чтобы освоить методологическую дисциплину арифметику. Но сейчас многим взрослым без постановки практики мышления письмом практически невозможно освоить методологическую дисциплину системное мышление.

Таким образом, с точки зрения системного подхода человека как исполнителя множества ролей можно "изготавливать" по аналогии автомобильной платформы. Описанная архитектура человеческой платформы, в которой выделяются три платформенных уровня, позволяют быстро доучиваться до нужного уровня жизненного мастерства. Такой инженерный подход показывает откуда могут появляться взрослые с сильным интеллектом, способные играть разные жизненные и рабочие роли, а также создавать сложные успешные системы.