некоторые Мысли о втором модуле курса «введение в системное мышление». Эмоции. мышление и его рекурсивность
«Самоосознание (метасознание)«
"Самоосознание — понимание того, как вы мыслите и что чувствуете, на чем сконцентрировано ваше внимание.»
«Это не рефлексия: рефлексия позволяет проанализировать свои действия постфактум, метасознание же работает «в прямом эфире», в момент, когда вы общаетесь, рассуждаете, планируете свою жизнь на некоторый срок.»
И на лекции тоже специально было привлечено внимание к тому, что ~ «прошлое не рассматриваем"(в контексте мышления), ~ «удерживать внимание на прошлом смысла нет, чтобы менять настоящее и будущее». Контекст всего этого ниже.
Мне кажется, что в описываемой модели зря используются рефлексия и метасознание. Процесс один и тот же, разница только в том, насколько удалено от размышления рассматриваемое событие в 4D. Но для человеческого мозга тут разницы нет, как я думаю, а потому возникает путаница (из-за возможных трактовок). Сейчас опишу подробнее.
Тут я специально отделяю «мышление» от иных когнитивных процессов. Безусловно, другие животные как-то существуют и выживают на планете. Это подразумевает, что для этого они как-то должны уметь работать с поступающей информацией. У млекопитающих и, в частности, приматов, эти процессы сложнее, чем у других. Конкретно: эмоции + совсем базовая возможность привязывать знаки к внешним и внутренним объектам (по отношению к организму), но это все не выходит за рамки 6−7-летних детей. Интересный факт: даже пчелки могут передавать друг другу информацию.
Результат мышления — текст. Устная речь — тоже текст. В мышлении используются понятия. Понятия возможны благодаря языку. «Прямой эфир» подразумевает работу с речью, мышление. Либо воспроизведение, либо запись, либо синтез. Даже если это мышление происходит в своей голове, то происходит субвокализация, то есть речь всегда присутствует.
Но вот проблема: человек не может понимать двух говорящих людей одновременно. Он может осознавать, что говорят оба индивида, может выдёргивать отдельные понятия, чтобы попытаться понять тему, может даже проследить логическую мысль, если понятия не сложные и их не слишком много. Но для этого придётся постоянно переключаться с одного текста на другой. То есть буквально одновременно два текста воспринимать человек не сможет. Попробуйте вспомнить примеры. Вы ведь не можете слушать кого-то, пока говорите сами? Поэтому в диалоге обычно говорят по очереди! А когда кто-то начинает разговаривать одновременно, то очень тяжело воспринимать, потому что постоянно приходится переключаться с одного текста на другой. А если уж одно слово буквально говорится одновременно со словом другого спикера, а не поочередно, то тогда вы и вовсе выхватите либо одно, либо ни одного. Разве что в этот момент вы не в уставшем состоянии и восприятие работает достаточно хорошо, чтобы точно запомнить ситуацию, а потом попробовать на память по очереди воспроизвести слова. Но после этого момента ведь разговор тоже продолжался. Также вы можете попробовать начать слушать подкаст, и в этот же момент читать. Тоже вряд ли получится: долго не продержитесь, голова закипит.
Теперь представим, как должна осуществляться работа метасознания. «Прямой эфир», диалог. Я заметил (это еще не мышление) острую реакцию собеседника, начал думать, что я такого сказал. В этот момент я вынужден начать анализировать, вспоминать (пусть это было только что, но это уже воспоминание, находящееся в рабочей памяти. Я должен обратить внимание на нужное место в рабочей памяти, и за счёт оставшегося ресурса внимания работать с этой информацией). То есть я прекращаю говорить, останавливаюсь, и только тогда смогу понять, в чем же дело. Обычно в диалоге в этот момент можно услышать: молчание, «э», «ну», «как бы» и другие вещи, которые ничего не обозначают. Если собеседник тут же начнёт разговаривать, то либо придётся остановить анализ, либо игнорировать речь собеседника. Ведь оба процесса за раз человек не потянет. Ощущение прямого эфира (рекурсия. я думаю о том: что думаю, о чем думаю, как думаю) тут создается за счёт количества вычислений, которое доступно вниманию, и скорости обращения к рабочей памяти. Весь процесс вспоминания инфы из рабочей памяти занимает меньше секунды, поэтому и кажется, что что-то происходит «прямо сейчас». При этом внимания еще хватает на очень быстрый сравнительный анализ своего текста с другим, ведь мы очень быстро замечаем свою озадаченность, если модели не сходятся. Но этот анализ — не мышление, поскольку этого недостаточно, чтобы автоматически сформировалось описание. Для этого как раз придется подумать (и продолжится не разговор, а разбирательство с непонятным местом разговора, прежде чем обсуждение продолжится). А на полноценное понимание сразу двух текстов внимания уже недостаточно.
Важно: я понимаю, что имеется в виду, у меня модель в целом не противоречит этой. Просто есть неоднозначность, а это ведет к разным трактовкам, чего хотелось бы избежать в таких важных темах. Я понимаю разницу между анализом ситуаций, которые уже перестали происходить «прямо сейчас», и теми, которые все еще происходят. Но вот для организма эта разница неочевидна. Неважно, когда именно произошла ситуация: секунду, день или год назад. Какая-либо работа с информацией\мышление (у людей) происходит за счёт помещения данных в кратковременную память (к которой у внимания доступ быстрее, чем к долговременной).
Вывод: имхо, если использовать разные слова (рефлексия, метасознание), то надо подчеркивать, в чем именно разница.
«Или ловите себя на чересчур эмоциональной реакции на слова вашего собеседника — и можете в этот момент остановиться, перестать накручивать себя и попробовать разобраться в ситуации, убрав в сторону мешающие эмоции.»
Тут мне интересно, как возможно «убрать в сторону мешающие эмоции»? Опять же, в целом я понимаю, но трактовать можно очень по-разному. Идёт диалог. Допустим, я разозлился. Насколько я понимаю, чтобы мне перестало это мешать и каким-либо образом влиять на разговор, то единственное, что я могу сделать — прекратить разговор, пока не успокоюсь. И это не полминутки занимает, так что разговор правда надо остановить. Приведу пример, почему. Даже если конфликтную ситуацию удалось решить на логическом уровне, и собеседники пусть и на эмоциях, но пришли к консенсусу, организм еще какое-то время будет пытаться «оправдать» свое возбужденное эмоциональное состояние. Например, супруги начнут припоминать, как в 49-ом кто-то забыл носки постирать. и так по кругу. Лучшее, что я тут могу сделать — осознать, что сейчас нахожусь в состоянии, которое негативно влияет на достижение нужного мне результата. Но поскольку сделать с этим состоянием я ничего не могу, то придётся временно прекратить деятельность. Допустим, я попробую приложить усилия, чтобы не показать внешних проявлений своих эмоций\осознанно их игнорировать. И таким образом хотя бы не нервировать собеседника. Но на меня это все еще будет влиять. И в случае попытки «убрать в сторону» эмоции прямо во время разговора, я только хуже сделаю. Потому что подавление сильных эмоций, невозможность их проявить повышают интенсивность физиологических реакций, которые сопровождают эти эмоции. Что ведет к прямо противоположному результату. А также к хроническому стрессу, который нарушает интеллектуальную деятельность, самоконтроль, регуляцию эмоций, процесс принятия решений, способность к эмпатии и общению. Вряд ли это то, что мне нужно. Так что от меня алгоритм такой:
1. Осознать нежелательное влияние эмоции (заметив острую эмоциональную реакцию, остановиться и проанализировать, следует ли продолжать) .
2. Эмоцию при этом стоит выразить, даже если она сильная, но сделать это культурно корректным образом.
3. Если вы поняли, что текущее состояние не позволит эффективно выполнять текущую роль, то стоит четко (назвать причину, подчеркнуть благие намерения) об этом сообщить и перенести деятельность на удобное время (если вы все еще в ней заинтересованы).
4. Если пункт три неосуществим, то остаётся только СТРАДАТЬ удобным образом попытаться отгородиться от текущей ситуации (и потом обязательно дать организму расслабиться), а в свободное время начать усиливать свой интеллект, а потом и интеллект окружающих, чтобы п. 3 стал возможен в большем числе ситуаций.
(это, кстати, почти тоже самое, что было представлено на лекции в качестве примера практики работы с эмоциями. Однако пояснений о том, что надо именно прекратить процесс, а эмоции ни в коем случае не засовывать куда подальше — не нашел, поэтому специально подчеркиваю, т.к. это очень важно)
При этом есть очень много всяких «но». Одна и та же ситуация может по-разному восприниматься в эмоциональном плане (культурный контекст, автоматическая (быстрая) реакция). Сами эмоции могут по-разному восприниматься людьми (разумная (медленная) интерпретация), а сл-но по-разному влиять на деятельность. Как выявить черту\грань, где эмоция становится положительной или отрицательной (интенсивность) в плане влияния на деятельность (это не касаясь субъективного ощущения, где хочется, чтобы было радостно и не хочется, чтобы было грустно. речь именно про эффективность. иногда погрустить над делом полезнее)? Вопрос риторический, тут большое влияние имеет индивидуальность. Так что вполне понимаю, почему так мало внимания уделено самим психопрактикам, и так много — принципам в их поиске. Но всё же насколько люди разные, настолько же и одинаковые. Хотелось бы больше примеров психопрактик, чтобы проще было связать теорию с физическим миром.
P.S. Я уже дочитал ОдО до момента, где описывается данная тема, и понимаю, что скорее всего в ссылках содержатся пояснения, которые мне нужны. Но специально сперва пишу свое текущее понимание, чтобы потом легче было исправлять проблемные места в моделях. Потом и об этом обязательно сделаю пост)
- Запостил 527
- Дата 17.08.2020
- 4 Comments
Антон, спасибо большое за пост! Интересно было прочитать ваши мысли.
По поводу первой части, касающейся поста «Самоосознание (метасознание)»: этот пост требует редактирования, потому что уже в названии приведен термин, от которого мы решили отказаться (говорим только о сознании, без мета). Поэтому этот пост и не указан в данный момент в дополнительной литературе к лекции.
Что касается «рефлексии»: на лекции была сделана оговорка, что рефлексия по поводу прошлого ок, если вы ее применяете для того, чтобы скорректировать свои действия в будущем. Не ок — постоянно возвращаться к ситуации и переживать ее раз за разом; цель конкретно этих объяснений была в донесении этой мысли (да, тривиально, но все же довольно часто и тривиальные вещи надо повторять для пропитки и усвоения до уровня применения в жизни).
По поводу «момента»: когда обсуждался 1й уровень внимания (состояние и эмоции в моменте действия и мышления), мы проговаривали, что строго говоря, чаще всего даже «в моменте» есть постоянные (микро) переключения (например, обращаете внимание на то, как вы сами общаетесь с собеседником, или внезапно внимание привлек шум от проезжающей машины — «ворвался в сознание» — но вы продолжаете общаться все равно, тк он где-то на заднем плане). Кроме того, сам «момент» — очень неоднозначная величина, которая может длиться от миллисекунд до 1,5 минуты. 1,5 минуты — достаточное время для переключения между «содержанием речи» и «вниманием к речи», так что можно говорить и так. Кроме того, в целом такое строгое различение этих (микро)переключений между ролью «слушателя/говорящего» и «рефлексирующего» вам, в общем-то, вряд ли нужно на практике (иначе вы еще и время на различение будете тратить! и тогда будет буксовать еще и беспроблемный разговор). Обычно достаточно понимания: вы можете сейчас, в моменте, оценить ситуацию (то, что вы говорите, и то, как вы говорите) или нет. Да — все ок, пляшем, отслеживаем по мере необходимости то или другое. Не ок — скорее всего есть проблема, которая мешает, и чаще всего это эмоции (и далее вторая часть комментария).
По поводу «эмоций»: в лекции 3 я приводила пример практики работы с эмоциями, которую в данный момент использую я. И там первым же пунктом идет «создание условий» (в которых можно успокоиться). И да, на лекции 4 при этом я говорила о том, что можно «убрать в сторону мешающие эмоции». Суть в том, что ситуации бывают разными с точки зрения накала эмоций, которые они у вас вызывают. Бывают ситуации, к примеру, когда вы еще только начинаете раздражаться и повышать голос в разговоре — и в таком случае получение обратной связи от окружающих («ты очень громко говоришь», «давай попробуем говорить потише, мы мешаем окружающим» — btw рекомендую пользоваться второй фразой) может помочь осознать, что ты, вообще говоря, заводишься, и что ни к чему хорошему это не приведет. Такой вот своеобразный «холодный душ» обратной связи от окружающих (полезный, к слову). Либо вы общаетесь (уже) на повышенных тонах, но при этом еще без взрывов/накалов эмоций, и тут понимаете, что вы или о разных вещах говорите, или об одной разными словами. В этот момент эмоции могут резко ослабеть (поскольку они вызывались другим восприятием ситуации). Тогда тоже можно «отстраниться».Главное, что характеризует обе ситуации — что возможность мыслить критически еще не потеряна, так что отодвинуть эмоции и разбираться по сути можно (вплоть до того, что вы в корректной форме озвучиваете свои эмоции и почему вы их испытываете). И довольно часто приводит к тому, что в итоге проблема решается бескровно.
Иное дело, если эмоции начинают зашкаливать — тогда да, прекращаете общение (вплоть до того, что бросаете трубку или резко встаете и уходите из комнаты — извинитесь за это потом, когда будете в состоянии соображать). Тут все зависит от вашей оценки вашей же способности соображать в данный момент. Поэтому, по-хорошему, приведенная мной практика работы с эмоциями (и другие эмоциональные практики, которые будем стараться включить в курс) должна начинаться с пункта «Оцените свою способность соображать нормально / мыслить критически». Если более-менее ОК, то можно и продолжить разговор и рассуждать на ходу о своих эмоциях/восприятии проблемы / конструктивных вариантах решения. Не ОК — любым способом прерываете ситуацию (извиняетесь и просите перенести разговор на более позднее время, просто уходите, замолкаете и надеваете наушники, предупредив, что успокаиваетесь, и тп). «Создание условий» и «уберите раздражители от себя или себя от раздражителей» в приведенной в лекции практике работы с эмоциями = в целом прерыванию вот такой вот ситуации отключения мозга и эмоционального фонтана. Просто, видимо, «прервать процесс» звучит более понятно, чем «создать условия на подумать»)
Антон, отличный пост! Очень развернуто, структурно и тактично, получил большое удовольствие. К вашему алгоритму работы с эмоциями и добавить нечего. Полностью согласен, что эмоции важно выпускать и потом спокойно решать вопросы. По поводу невозможности одновременно воспринимать два потока информации, допустим слушать и говорить, скажу следующее: из источников — при подготовке разведчиков времен ВОВ на занятиях им в разные уши вставляли разные наушники, на которые подавали разную информацию, сеансы длились до 45 минут, после чего ими писались подробные отчеты о том, что они услышали. Как я понимаю путем тренировок этот навык развивался до профессионального уровня. Сам я в настоящее время практикую письмо двумя руками одновременно, пока дошел до коротких слов 3−5 букв, но навык точно растет, хотя поначалу было сложно рисовать даже просто разные фигуры, допустим левой кружки, а правой крестики.
Про термины понял, вопросов 0.
«Не ок -- постоянно возвращаться к ситуации и переживать ее раз за разом»
Сформулировано так, что походит на патологическое состояние (ПТСР как крайний случай). Это зыбкая грань, где мы начинаем считать, что у человека проблема (то есть требуется помощь специалиста, даже если это «обычный» психолог), а не просто недостаток навыка. Но мне кажется, что «постоянно возвращаться к ситуации и переживать ее раз за разом"относится к первой категории в большей степени.
«Кроме того, в целом такое строгое различение этих (микро)переключений между ролью „слушателя/говорящего“ и „рефлексирующего“ вам, в общем-то, вряд ли нужно на практике (иначе вы еще и время на различение будете тратить! и тогда будет буксовать еще и беспроблемный разговор).»
Понятно, что в момент разговора я этого делать не буду, т.к. правильно -- внимания не хватит. Но вот если я дам этим состояниям понятия, потренируюсь осознавать их, то смогу быстро понимать, в правильном ли направлении движется разговор. А если нет, но я буду считать, что все в порядке (не обращу внимание на ошибку), то потеряется разговор и начнется разговор про разговор, что обычно делу не помогает.
Про накал, раздражениеи т. д. Тут важно понимать разницу, говорит человек «на эмоциях» заранее продуманную штуку, или вы работаете над проблемой в реальном времени, и возникает сильный эмоциональный фон. Про первый случай ясно, что выражение эмоций будет только дополнять контекст, шо хорошо. А вот во втором случае опять же очень сложно найти грань. Раздражение -- буквально повышение скорости проводимости нервных волокон. Объем внимания остаётся прежним, но за счёт скорости передачи информации гораздо легче становится манипулировать информацией (мыслить). И, естественно, раздражение (стресс) вызывает повышенный тон, «дерганость» и т. д. Но это абсолютно не мешает, если все участники беседы понимают этот контекст. Я вот, например, в такой ситуации начинаю эмоционально и громко декларировать (прям как на сцене). И польза от этого в том, что я буквально лучше соображаю в таком состоянии, и могу в нем достаточно долго находиться. Проблема тут в том, что обычно у людей со стрессом связано что-то негативное: агрессивное какое-то поведение или подавленное. Но состояние (стресс) буквально одно и то же как при напряженном умственном труде, так и при физической работе. А конфликтуют люди обычно чаще, чем думают. есть тут какая-то связь, вероятно. Так что опять непонятно, как мне помимо получения опыта общения с конкретным человеком применять эти знания.
Про «прервать» понял.
Спасибо большое за развернутый ответ. В целом согласен, но нюансов реально очень много. Жду курс системной психопрактики!)
По поводу патологических состояний: диагноз должен ставить исключительно специалист и исключительно после обследования. Не стоит пытаться притянуть формулировки к диагнозам) речь скорее шла о том, что после принятия неудачного решения большинство людей (безо всяких диагнозов и без сильных отклонений) все равно переживают по поводу этого решения какое-то время. Цель — минимизировать время, проводимое в таком состоянии.
По поводу микропереключений: действительно, попробовать дать названия и потренироваться различать состояния — неплохая практика. Но конкретно в данном курсе мы не можем останавливаться подробно на одном уровне сознания из 4х и разбирать подробно проходящие там эффекты. Во-первых, времени не хватит, во-вторых, кого-то можем и запутать. Если вы можете/хотите так тренироваться — отлично, надеюсь, поделитесь результатами, было бы крайне любопытно прочитать.
По поводу «накала» — если помогает, то все норм и надо пользоваться этим состоянием. Я порой на эмоциях могу быстро и без проблем сделать какую-нибудь мелкое раздражающее дело, которое в обычном состоянии слишком нудное и тяжелое. И в такой момент я с эмоциями не работаю, потому что они как топливо помогают. Главное — что вы понимаете, что с вами происходит, и нужно ли это править / «и так сойдет». Также в целом эмоциональные практики чаще всего важны именно в разговоре (тк тут эмоции мешают больше всего), потом идут события, вызывающие довольно сильную реакцию. Например, я расстраиваюсь из-за чего-то, но применяю эмоциональную практику и справляюсь с ситуацией, не погружаюсь в эмоции. Или вот «отстраняюсь» и пробую перевести дело в рациональную плоскость. Когда эмоции есть, но не слишком острые, может помочь.