Машинка типов

Системное мышление существенно задействует ваши навыки по онтологике, и прежде всего – «машинку типов», которая должна к моменту изучения курса уже хорошо работать в вашей голове. Скажем, вам сообщили: «Лидер – это роль. Какая роль у лидера?». Если у вас нет в голове машинки типов, то вы начнёте что-то сочинять бытовое про лидера: что он ведёт за собой людей, что лидер должен быть образцом для действий других людей. Если машинка типов у вас в голове есть, то вы должны прийти в недоумение: «лидер – это роль». В этот момент лидер у вас помечен типом «роль». Следующая фраза – «какая роль у роли»? Ибо если лидер помечен у вас в сознании как роль, то вы удерживаете это и до второй фразы, и проверяете на соответствие типу. Вопрос «какая роль у роли» должен страшно напрячь, ибо его осмысленность мала. Машинка типов, которая встроена в голову, вскрывает все нелепости в тексте.


Системное мышление существенно задействует ваши навыки по онтологике, и прежде всего – «машинку типов», которая должна к моменту изучения курса уже хорошо работать в вашей голове. Скажем, вам сообщили: «Лидер – это роль. Какая роль у лидера?». Если у вас нет в голове машинки типов, то вы начнёте что-то сочинять бытовое про лидера: что он ведёт за собой людей, что лидер должен быть образцом для действий других людей. Если машинка типов у вас в голове есть, то вы должны прийти в недоумение: «лидер – это роль». В этот момент лидер у вас помечен типом «роль». Следующая фраза – «какая роль у роли»? Ибо если лидер помечен у вас в сознании как роль, то вы удерживаете это и до второй фразы, и проверяете на соответствие типу. Вопрос «какая роль у роли» должен страшно напрячь, ибо его осмысленность мала. Машинка типов, которая встроена в голову, вскрывает все нелепости в тексте.

В среднем машинка типов работает в голове примерно у 10% имеющих высшее образование. Почему так мало? Это неизвестно. Что нужно, чтобы она надёжно заработала? Есть разные гипотезы, одна из них – чтение большого количества нехудожественной литературы, требующей удержания в голове длинных цепочек рассуждений.

Что стоит за машинкой типов? Мозг поддерживает работу с разными теориями понятий/concepts. Одна из простейших теорий, тяжело задействующая быстрое мышление S1 по Канеману – это теория прототипов, когда мы для каждого объекта представляем какой-то объект-прототип, и дальше действуем по аналогии. В этой теории понятий всё мышление – это непрерывная обработка метафор, поиск похожестей. Другая теория понятий – это существенно более сложная theory theory, в которой типизированные понятия связаны между собой отношениями (которые тоже можно выразить понятиями). Она соответствует медленному мышлению S2, формальному мышлению, логическим построениям. И тексты типа «сепулька это зверь. Есть ли позвоночник у сепульки?» разбирает именно такой механизм мышления. Если вы знаете, что у зверей есть позвоночник, то указание для сепульки типа «зверь» вполне достаточно, чтобы сообразить – да, позвоночник у сепульки есть. Если вы в уме не отнесли сепульку к типу, или просто это отнесение сепульки к типу не удержали во внимании до второй фразы в этом коротком тексте, то вы будете в недоумении – как отвечать про наличие или отсутствие позвоночника в абсолютно неизвестном объекте?!

Начиная с раздела про роли, вам будет необходимо, чтобы машинка типов в вашей голове хорошо работала. Если вы не попали в те 10% населения, у которых она «просто есть», то вам с системным мышлением будет запредельно трудно: вы будете просто не понимать материал. Системное мышление всё основано на theory theory, и логика там просвечивает через кажущиеся абсолютно художественными и гуманитарными тексты. Но нет, эти тексты прошиты типами: системное мышление заставляет оперировать типами существенно чаще, чем это встречается в обычной жизни. Эта работа с типами и даёт силу системному мышлению.

Постановка работы машинки типов делается на курсе онтологики и коммуникации в Школе системного менеджмента. Это трудный курс, не менее трудный, чем само системное мышление. Но если на входе этого курса машинка типов работает у 10% студентов, то на выходе – у 80%. А дальше? Как сказал один из выпускников этого курса, «я вообще не понимаю, что вы вычитываете из учебника системного мышления, если вы не прошли онтологики!».

Если вам сказали, что инженер – это роль Васи, то нехорошо спрашивать инженера, как ему сегодня спалось. Инженер – это роль, всё равно что Принц Гамлет. Спалось хорошо актёру, который играет роль инженера или Принца Гамлета. Актёра и нужно спрашивать. Такой вопрос инженеру – это сбой в машинке типов, мозг такое должен запрещать!

Так что у нас к курсу системного мышления пререквизит из онтологики: хорошо работающая машинка типов. Без неё системного мышления у вас не будет.
* * *
Это я поставил новый небольшой раздел прямо в начале главы "Роли". Ибо сколько не пиши про различие Васи Пупкина как исполнителя роли и его же в роли какого-нибудь операционного менеджера, это различие сразу понимается всё теми же 10% студентов, у которых машинка типов работает "из коробки". А остальных приходится долго и печально тренировать, и с негарантированным результатом, ибо речь идёт не о системном мышлении, а о более базовых механизмах мышления. Курс онтологики в этой тренировке существенно помогает: хотя бы показывает, на что обратить внимание! Без курса онтологики студенты считают, что а) учебник невнятен, б) препод более чем невнятен в) хотят от него чего-то невнятного, г) нормальные у них ответы, а придирки к этим ответам -- именно придирки, и они невнятны!

Источник: блог А.Левенчука