Области интересов, системные уровни и цепочка обеспечения: почему системная схема проекта не помогает

Разные люди смотрят на мир и каждый видит свое. Предприниматель видит клиентов и их проблемы, инженер видит систему, которая может решить проблему клиентов, выделенных предпринимателем, а менеджер видит предприятие, которое должно создать систему, которая решит проблемы выделенных клиентов. Чтобы разобраться со всеми интересами необходимо выделять вниманием разные части реальности, в которой существует предприятие, рыночные агенты, государство и т.п. Для этого в системном мышлении существуют такие понятия как "области интересов", "цепочки обеспечения", "системные уровни" и другие. Данные понятия позволяют "нарезать" сложную реальность на разные части, чтобы системная команда могла последовательного, "по кусочку за раз" рассмотреть определенные вопросы. Каждый кусочек концентрирует внимание на важных аспектах и команда абстрагируется от неважных деталей в именно в этом рассмотрении.


Разные люди смотрят на мир и каждый видит свое. Если обратиться к рабочим проектам, то предприниматель видит клиентов и их проблемы, инженер видит систему, которая может решить проблему клиентов, выделенных предпринимателем, а менеджер видит предприятие, которое должно создать систему, которая решит проблемы выделенных клиентов. Есть и другие роли, например, бухгалтер, маркетолог, продакт-менеджер или налоговик, которые видят другие аспекты ведущейся бизнес-деятельности и производимой системы.

Картинка №1. Области интересов

Системное мышление помогает работать с картинами мира людей, которые имеют интересы к одной деятельности или системе. Для этого вводится системный язык (понятия), с помощью которых увязываются интересы и модели разных ролей между собой. Поэтому владение системным мышлением - это умение оперировать соответствующими понятиями для того, чтобы сначала сформировать описание системы, удовлетворяющее интересам всех заинтересованных лиц, а потом воплотить в реальности данную систему. Система считается успешной, если она удовлетворяет интересам клиентов и потребителей, защитников природы, предпринимателя, инженеров, менеджеров, маркетологов и многочисленных ролей в команде предприятия, а также с отрицательным знаком должны быть удовлетворены интересы воров, хакеров, конкурентов и т.п. 

Чтобы разобраться со всеми интересами необходимо выделять вниманием разные части реальности, в которой существует предприятие, рыночные агенты, государство и т.п. Для этого в системном мышлении существуют такие понятия как "области интересов", "цепочки обеспечения", "системные уровни", системное разбиение и другие. Данные понятия позволяют "нарезать" сложную реальность на части, чтобы команда могла последовательно, "по кусочку за раз" рассмотреть определенные вопросы. Каждый кусочек концентрирует внимание на важных аспектах и команда абстрагируется от неважных деталей именно в этом рассмотрении.

Обсуждать клиентов можно в разных аспектах. Например, можно выделять общие проблемы, независящие от нашего продукта, а можно обсуждать клиентские требования к нашему продукту. При этом клиента нужно рассматривать с точки зрения разных интересов. Он может быть плательщиком, пользователем, получателем и т.п. В команде предприятия может быть большое число людей, которые занимаются отдельными частями системы и на разных системных уровнях описывают реальность, в которой существует предприятие и рынок.     

Картинка №2. Системная схема проекта

Для того, чтобы увязать возможные интересы разных ролей выделяются три укрупненные области интересов: предпринимательская, инженерная и менеджерская (картинка №1). Предпринимательская область интересов  относится к внешнему окружению или к надсистеме, то есть к той системе, в которую входит наша целевая система (продукт). В этой области интересов мы обсуждаем клиентов, контролирующие органы, защитников природы, конкурентов и другие системы, которые входят в надсистему. Например, если целевой системой для автоконцерна является автомобиль, то надсистемой может быть такси, в которой автомобиль является частью, наряду с другой подсистемой такси - водителем. Инженерная область интересов - это все интересы, касающиеся нашей целевой системы. Менеджерская область интересов - это интересы, касающиеся команды, работ и методов, которые практикует команда, создающая целевую систему.

Три области интересов определяют 7 главных понятий (альф) системного подхода, за которыми необходимо следить в любом проекте, чтобы не совершать глупых ошибок. Это укрупненный чек-лист проектной деятельности, в котором выделяется то, что нужно обязательно проработать при реализации проекта:

  • в предпринимательской области интересов: возможности и внешние проектные роли;
  • в инженерной области интересов: описание и воплощение системы;
  • в менеджерской области интересов: команду, работы и метод.

Что именно нужно делать по каждой из 7 альф задается в методологии системного мышления. В этом посте этот вопрос не обсуждается.

Системная схема проекта базируется на трех областях интересов, которые на картинке №2 обозначены коротко: Предпринимательство, Инженерия, Менеджмент. Работы с данной схемой в проекте целесообразно проводить после того, как команда определила свою целевую систему (или "нашу систему", если она не совпадает с целевой системой). Команда также должна предварительно выделить системные уровни и при необходимости цепочки обеспечения. На предприятии, обычно, бывает множество проектов и для всех применима системная схема проекта. Но чтобы применить системную схему ко всему предприятию необходимо разбираться в архитектуре предприятия и уверенно владеть понятиями системного мышления. Об этом будет подробнее рассказано ниже.

Картинка №3. Системные уровни

На автозаводе существуют команды, которые занимаются двигателем, а внутри этой команды или рядом кто-то занимается поршнем. Кто-то занимается конвейерной линией, на которой собирается автомобиль, а кто-то работает в заводской столовой или обслуживает сервера. Все это сотрудники предприятия. Кроме того, существуют еще строители конвейера или те, кто занимается его постоянной оптимизацией. Они могут быть сотрудниками предприятия, а могут быть субподрядчиками. Чтобы рассматривать интересы разных ролей по отношению к системам, надсистемам и подсистемам выделяют системные уровни, а чтобы рассматривать системы, которые создают другие системы выделяют цепочки обеспечения.

Системные уровни изображены на картинке №3, на которой показаны вложенные в друг друга системы. Вложенность систем позволяет отдельно рассматривать интересы ролей, связанных с автомобилем, с такси, с общественным транспортом, с двигателем или с поршнем. При этом не терять все эти интересы, и увязывать между собой интересы каждого системного уровня. На системном уровне "такси" мы рассматриваем, например, интересы пассажира, которые касаются доступности поездки. Но при этом эта потребность может быть декомпозирована к уровню автомобиля в части экономичности расхода топлива. Эти интересы обсуждается отдельно и вместе в разных контекстах разными членами команды создателей авто, но при этом они понимают с какого уровня данный интерес и какие другие интересы на этом системном уровне. Например, есть интерес предпринимателя таксопарка получать прибыль или интерес собственников автозавода быть конкурентным по цене с другими производителями.

Различные команды предприятия выделяют и создают системы, которые называют "наши системы". В системном разбиении на системных уровнях эти команды не отражаются. Эти команды мы можем найти в цепочке обеспечения. Например, есть автозавод - это система в обеспечении, которая занимается всем автомобилем. Но сам автозавод тоже кто-то проектирует, строит, развивает и потом даже утилизирует. Вот эти системы, которые создают завод будут системами в обеспечении для автозавода. При этом говорим, что автозавод является первым звеном в цепочке обеспечения, так как он является системой в обеспечении к автомобилю, который является для него целевой системой. В свою очередь, второе звено в цепочке - это компания-строитель завода. Но можно по такому же принципу выделить и третье звено, и т.д. Сколько выделять системных уровней и мест в цепочке обеспечения зависит от каждого проекта.

Картинка №4. Цепочки обеспечения, состоящие из звеньев.

Одна из главных ошибок начинающего осваивать системное мышление - это применение системной схемы проекта без понимания системных уровней и цепочек обеспечения, в которые вписано предприятие со своими многочисленными командами. Опытный сотрудник хорошо знает свое предприятие и он может знать целевую систему предприятия. Но чтобы разобраться со своей системой, которая называется "наша система", одной системной схемы проекта недостаточно. Человеку приходится разбираться с тем как связана "наша система" с целевой системой предприятия. Отсюда получается, что нужно разбираться с системными уровнями и цепочками обеспечения. Нередко получается, что в процессе такого разбирательства приходится составить архитектуру предприятия. Это довольно сложная деятельность, но пройдя ее один раз человек навсегда овладеет компетенцией метасистемного перехода и выделения своей системы среди чужих. После этого, как правило, получается разобраться с понятиями платформа и сервис, поскольку предприятие можно рассматривать как платформу сервисов для разных систем обеспечения (в цепочке обеспечения), которые создают "наши системы". А последние в свою очередь через системные уровни или цепочки обеспечения можно связать с целевой системой предприятия.  

По опыту работы со студентами в Школе системного менеджмента часто получается, что системные уровни и цепочки обеспечения должны быть обязательно рассмотрены перед тем как начинать работать с областями интересов и системной схемой проекта. Начинать нужно с целевой системой предприятия. Дальше выделять системные уровни вверх и вниз от целевой системы, а именно определять надсистему и системы в окружении, подсистемы и подподсистемы. После этого разбираться с системами в обеспечении и строить (при необходимости) цепочку обеспечения. Необходимо также осознавать, что на разных системных уровнях и местах звеньев цепочек обеспечения будет несколько систем в окружении. Например, на системном уровне двигателя будет еще шасси или салон автомобиля. В звене №2 кроме компании-строителя автозавода (картинка №4) может быть бюро, которое проектировало завод и выбирало место расположения завода на глобусе. Все эти системы связаны с многочисленными проектами, и вот к каждому такому проекту можно применить системную схему проекта. Поэтому я еще сравниваю системную схему с лупой, которую надо знать куда наводить. Вот почему нужно сначала разобраться с системными уровнями и цепочками обеспечения. А если наводить лупу сразу на все, то всё будет в тумане. Не разглядите не только свой проект и систему, но и предприятие, в котором работаете.

В итоге получается, что для освоения системного мышления необходимо брать простые проекты, в которых можно сразу применять системную схему проекта, или же требуется преподаватель, который поможет разобраться с архитектурой предприятия и поможет выделить "нашу систему" для рабочего проекта студента. Вот этим мы и занимается на практикуме "Системное мышление"

Статья прекрасно дополняет вторую лекцию практикума по системному мышлению. Увязывает между собой такие понятия как области интересов, цепочки обеспечения, системные уровни.

Спасибо!

Поделюсь тем, как я сначала запутался, а потом распутался с предпринимательской областью интересов и ключевой практикой - и в итоге определил её как “поиск возможностей обмена”. Это в общем-то давно написано экономтеоретиками, но мне никак не удавалось связать их теории с теорией курса.

В презентации практикума указано, что область интересов это “уровень клиента” и “внешнее окружение”, но мне было непонятно, какая у него уникальная практика:
– принять решения - это и у менеджера, и у инженера;
– нести риски, поставить шкуру на кон - это следствие принятого решения, и тоже есть и у менеджера, и у инженера;
– договориться с разными ролями, или даже “с внешними ролями” - тоже у всех;
– видеть чужие проблемы - ооо, проблемы рады видеть кто угодно;

В итоге в курсе “СисМыш” я нашёл, что главная практика - это видеть возможности; но там не уточнялось, что есть возможности. Это нарыл во “Введении…”: возможности = это проблемы, решать которые выгодно хотя бы одной внешней роли. Но что такое “выгодно”? Это когда решение проблемы закрывает какие-то неудовлетворенности той роли, и человек-в-роли готов дать что-то взамен. И вот тогда у меня сложился пазл, что именно предприниматель должен делать на уровне надсистем: искать новые возможности для обмена.