Стадии постановки привычки на примере плавания

В 2018 году я написал пост про плавание. Я тогда нашел лайфхак для того, чтобы наконец-то добиться своей цели – проплыть 1 км. Мое удивление тогда состояло в том, что основная проблема была не в моем физическом развитии, а в том, что мой мозг «отказывался плавать». Ему было скучно и мучительно, ему всячески претило однообразие бассейна. И как только "нашел ему" отвлеченное занятие, я достаточно легко достиг цели, и даже в несколько раз превысил её.


В 2018 году я написал пост про плавание. Я тогда нашел лайфхак для того, чтобы наконец-то добиться своей цели – проплыть 1 км. Мое удивление тогда состояло в том, что основная проблема была не в моем физическом развитии, а в том, что мой мозг «отказывался плавать». Ему было скучно и мучительно, ему всячески претило однообразие бассейна. И как только "нашел ему" отвлеченное занятие, я достаточно легко достиг цели, и даже в несколько раз превысил её.

Со времени первого поста, я не прекращал плавать. Но одновременно с этим решил исследовать мозг (мышление) и поведение человека. Это очень захватывающее приключение, результаты которого решил связать с вопросами системного мышления. Сейчас же, в качестве одного из простых результатов, я могу на примере плавания рассказать о нескольких стадиях, которые проходит заинтересованный в какой-то деятельности (работа, семья, отдых, спорт и т.п.) человек.

1️⃣Первая стадия – НАДО или Любопытно. Сначала у нас появляется какой-то запрос на на какую-то активность. Нам что-то кажется интересным, то есть почему бы не попробовать или это важно начать делать. Например, в прошлом посте писал, что давно восхищался людьми, которые могут проплыть 1 км. Именно так, под воздействием окружающей среды, в которой мы живет у нас возникает интерес (любопытство или желание попробовать). Общество и культура навязывают (задают) нам нормы поведения и формируют наши устремления. Я, движимый принципами здорового образа жизни (ЗОЖ), и с использованием всей своей силы воли нашел для себя метод реализации поставленной цели. Цели проплыть 1 км, хотя бы брассом. И тем самым я перешел на следующую стадию.

2️⃣Вторая стадия – МОГУ. Когда нам удается найти какой-то метод или подсмотреть у кого-то лайфхак, тогда мы наконец-то можем достичь поставленной цели. Поверив в свои силы, я начал совершенствоваться и в итоге смог проплывать уже не 1 км, а целых 3 км все тем же брассом. Мой метод отвлечения мозга работал (я думал обо всех своих родственниках и друзьях, когда плавал). Я был счастлив. Физически все было в норме. Но мои исследования когнитивных возможностей и осознанности показали мне спорность моего метода отвлечения мозга. Я понял, что от этого моего «суперметода» (отвлечения и переключения мозга от процесса плавания к какой-то другой умственной деятельности), благодаря которому я после многих десятков лет достиг своей цели, нужно отказываться. Отказался я от своего кулибинства в начале 2019 года, и это позволило мне перейти на следующий уровень.

3️⃣Третья стадия – ХОЧУ. Я «вкусил» и «распробовал» то, что называется плаванием. На предыдущих стадиях плавание было для меня упражнением для ЗОЖ, доказательством моих возможностей и временем подумать о чем-то важном. Сейчас же я получаю истинное удовольствие от процесса. Нельзя сказать, что мне совсем не нравилось плавать ранее, но на этой третьей стадии уровень дофамина (нейромедиатор удовольствия и удовлетворения) стал вырабатываться на несколько порядков больше. Если раньше я всячески уводил свои мысли от процесса плавания, то сейчас мое плавание полностью осознанное. Я, как говорится, «здесь и сейчас», и мне нравится плыть, следить за своими движениями и чувствовать их.

Осознанное присутствие у меня появилось в связи с тем, что я специально решил освоить технику плавания кролем. И именно постановка прикладной практики позволила мне почувствовать преимущества этой третьей стадии. Я оттачивал технику в течение нескольких месяцев. Следил за прямыми расслабленными руками проноса над водой и высоким локтем под водой, за тем, чтобы догребать до конца, за тем, чтобы выдыхать через нос и не поворачивать голову для вдоха, а только весь корпус, за правильной работой ног и т.п. Каждая такая микропрактика ставилась по одной за раз.

И сейчас, я удивительным образом наблюдаю свой прогресс. Еще несколько лет назад я мог проплыть кролем не более 50 метров, чтобы не появилась одышка. На своей первой стадии я проплывал 1 км брассом с результатом 45 минут, а сейчас плаваю 1 км кролем за 24:40 минуты (хотя у меня нет специальной цели по времени, скорее это ориентир качества исполнения техники).

❗️Таким образом, раньше я говорил себе: «ты должен плавать, это же важно для здоровья». Потом я говорил: «ты – молодец, ты смог это сделать». Сейчас же я хочу плавать, и ничего я не должен и нет какой-то специальной цели. Однако, это не всё. Думаю, что уже вижу следующую стадию.

4️⃣Она называется – НЕ МОГУ НЕ. Не могу не плавать. Замечаю?, что уровень дофаминовой зависимости становится необратимым. Началась вырабатываться такая долгожданная привычка. Я с удивлением для себя открыл метод формирования привычки, в котором человек проходит разные стадии, начиная с «возможного интереса» (помним, что «наши» интересы появляются из окружающей нас среды), а используя системное мышление понимает, что нужно ставить прикладные практики, и понимает, как их нужно быстро осваивать, чтобы раскрылся реальных интерес и появилась привычка.

Я теперь точно знаю, что плавание – это мой реальный интерес. Для меня плавание оказалось хорошим примером для того, чтобы показывать принципы концепции «Жизнь по интересам», в которой есть: Интересы, Самодисциплина, Образование и Здоровье. Собственно, в этом посте про них и говорится.

?Следующий интерес – это вдумчивое чтение 50 книг в год (не только книг, ведь интерес здесь больше исследовательский) и возможно написание своих постов, книг, курсов (интерес в закреплении своих теорий и популяризация). Ну и есть несколько интересных тем и проектов в бизнесе/работе (тут все примерно также и работает).

Источник: блог Ц.Церенова в facebook (запись от 2 июля 2019 г.)

Церен, какое совпадение интересное:) Я эту модель развития интереса для себя "приземлила" тоже на опыт обучения плаванию. Но акценты получились немного другие, сейчас поделюсь в посте.

Здесь отмечу, что у меня тоже была проблема с однообразием и скукой - с тренером скучать было некогда, а вот на самостоятельных тренировках смотреть в кафель 2 часа так себе развлечение:) Я справлялась с помощью специальных наушников и аудиокнижек. Когда техника стала лучше, то тоже открыла для себя удовольствие от осознания процесса плавания. Сейчас чередую - иногда хочется плавать осознанно, но и к книжкам возвращаюсь, если, например, настроение плохое. 

 

Яна, раз совпадение, что значит есть заявка на хорошую вероятностную модель))). Хотя я эту модель не сам придумал. Да, тренер помогает. Книжки в бассейне у меня не прижились, может мало плаваю). Два часа для меня много. 

Пытаюсь проанализировать свою стадию и немного застрял.
Стадия НАДО у меня как-то отсутствовала. Я плаваю с трех лет для себя. Я люблю плавать и делаю это при любой возможности.
Поэтому стадия МОГУ как тоже оказалось размытой. Да, могу, разными стилями, хоть и без заоблачных результатов, потому что к результату никогда не стремился.
Стадия ХОЧУ тоже вроде как присутствует…
Но главным отличие моего старого хобби от его новой реинкарнации является систематичность и осознанность занятий плаванием.
То есть от поход в бассейн время от времени я в рамках проекта Здоровье стал ходить регулярно.
Но больше ничего не изменилось.
Я плыву чтобы плыть, примерно час, не засекая километры. Я получаю удовольствие от процесса. Я в этот момент мыслю в потоке, автоматически переключаясь между стилями. Мне нравится и возможность помыслить в одиночестве и процесс плавания.
Какая эта стадия?
При этом я не никогда не достигал стадии НЕ МОГУ НЕ. Наверное ни в чем. И это заставляет задуматься.