Системные уровни яхтинга

Заметка может быть интересна тем, кто ищет примеры выделения системных уровней. А также тем, кто участвует в гонках на парусных яхтах и хотел бы упорядочить свои знания.
 
Представим себе парусную яхту, которая участвует в гонке. Она идет почти против ветра и опасно сближается с другой яхтой, которая идет пересекающимся курсом. Если ни одна из яхт не повернет, то они столкнутся. Рулевой, на всякий случай, кричит «правый галс!» и ждет, что другая яхта уступит - таковы правила парусных гонок: кто идет правым галсом (ветер по отношению к курсу дует справа) имеет приоритет.
 
Чтобы делать рассмотрение сложных объектов более простым, в системном подходе выделяют системные уровни. Что это такое проще всего показать на примере. Вот есть дачный дом, его можно рассматривать как целое. А можно поделить дом на части и обратить внимание на то, что он состоит из стен. Стены, в свою очередь, собраны из бруса, а брус склеен из досок. Каждое такое деление на части это переход между системными уровнями: уровень дома, уровень стен, уровень бруса, уровень досок. При этом на каждом системном уроне работают разные люди: производитель бруса делает брус из досок, плотник собирает из бруса стены, прораб делает из стен дом. А все вместе они изготавливают дом.
В случае парусных гонок вместе собирается экипаж из 3-4 человек и «изготавливает» маршрут, который проходит яхта, участвующая в гонке. Каждый из членов экипажа, при этом, работает на своем системном уровне (как в примере с домом).
 
  1. Уровень такелажа и рангоута.
    Такелаж и рангоут это такие штуки к которым крепятся паруса, к рангоуту относится, например, мачта. Функция всех этих штук - нести паруса. Вот примеры вопросов этого уровня: Блоки работают? Не мешает ли каннингем стакселя бушприту? Не перекрутились ли фалы стакселя и геннакера? Практики: обслуживание яхты, ремонт, проверка такелажа перед выходом на воду.
  2. Уровень вооружения/парусов.
    Функция парусов - улавливать ветер. Причем рассматриваем мы их не в тот момент, когда они лежат на полке в яхт клубе, а в тот момент когда они поставлены на яхте и яхта встала на курс. Ровно в этот момент паруса выполняют свою функцию. Если поставленные паруса успешно улавливают ветер, это значит что их смогли поставить и настроить, а это значит, что с такелажем и рангоутном все в порядке. В этом и есть одна из фишек системных уровней - если на более высоком уровне все работает как надо, значит и с более низким уровнем все в порядке.
    Вопросы: Правильно ли настроены паруса? Не нужно ли добрать или потравить стаксель/грот? Как поставить погон гика?
    Для стакселя и грота практики такие: постановка, настройка на курс (курсы: бейдевинд, галфинд, бакштаг, фордевинд) при разной силе ветра (слабый, средний, сильный), уборка. Геннакер стоит немного особняком, потому что его ставят и убирают на ходу и только на курсе бакштаг. Поэтому для геннакера практики такие: постановка, настройка, уборка.
  3. Уровень маневра.
    На уровне такелажа мы рассматривали корпус яхты с рангоутном и такелажем, на уровне вооружения к ним добавились паруса. Теперь, на уровне маневра, мы рассматриваем всю яхту целиком. Яхта может следовать курсом, менять курс, поворачивать.
    Вопросы: стоит ли увалиться, чтобы пойти быстрее? Крен достаточный или нужно еще закренить? Экипажу лучше подвинуться ближе к носу или к корме?
    Практики: смена курса через приведение/уваливание, поворот оверштаг, поворот фордевинд, закренивание, октренивание, удержание курса.
  4. Уровень маршрута.
    Последовательность маневров складываются в маршрут.
    Вопросы этого уровня: как будем стартовать? Откуда зайдет ветер? Как лучше обходить знак?
    Практики этого уровня: предстартовые маневрирование, лавировка, лувинг, раcхождние.
  5. Уровень гонки.
    Этим уровнем занимаются организаторы гонок. Они определяют положение старта и финиша, количество петель, порядок огибания знаков и правила гонки. Для участников гонки важно то, что с этого уровня приходят правила, которых нужно придерживаться при прохождении дистанции.
  6. Уровень регаты (несколько гонок).
 
Итого маршрут, которым идет яхта можно рассматривать с уровней:
* такелажа/рангоута
* паруcов/вооружения
* маневра
* маршрута
* гонки
На каждом из системных уровней над маршрутом работают разные роли. Каждая роль, при этом, должна разбираться не только в своем уровне, но и в двух соседних. С более высокого уровня приходят требования о том, что нужно сделать. А те штуки, которые находятся на более низком уровне используются как инструменты.
На уровне вооружения работают матросы, они настраивают паруса так, чтобы они ловили ветер. Матрос должен разбираться в такелаже, уметь с его помощью настроить паруса. И матрос должен разбираться в курсах, потому что под разные курсы паруса настраиваются по-разному.
На уровне маневра работает рулевой. С уровня маршрута к нему приходят требования о том, что нужно делать: следовать тем или иным курсом, ускориться или повернуть. Задача рулевого - выполнить маневр наилучшим образом, для этого он поворачивает руль и дает указания матросам о том, что нужно делать с парусами и куда пересесть, чтобы улучшить крен и дифферент.
На уровне маршрута работает тактик, обычно эту роль выполняет тот же, кто сидит на руле. Возможны варианты, когда экипаж нанимает инструктора в роли тактика, чтобы улучшить свои навыки. Тактик разбирается в гонках (более высокий системный уровень), смотрит вокруг, планирует маршрут и дает рулевому команды на выполнение маневров.
 
Системные уровни можно использовать по разному, например, чтобы планировать собственное обучение. Выбираешь роль, смотришь на каком уровне работает эта роль и идешь разбираться в нем и смежных, прокачиваешь соответствующие практики.
Или, чтобы анализировать результаты прошедшей гонки: хороший ли маршрут выбрали? не косячили ли при выполнении маневров? паруса хорошо настраивали?
Или, чтобы улучшать гоночные результаты: нужно ли отлаживать выполнение маневров и построение маршрутов? Или все уже настолько хорошо, что пришло время купить паруса получше?
 
Update 1. Работа над ошибками.
Раскритиковали вот эту фразу: «матросы настраивают паруса , чтобы они ловили ветер». Поразбирался: «матросы настраивают паруса» - это норм. В литературе и курсах говорят и пишут про практику настройкаПаруса и иногда выделяют роль настройщикПарусов.
А вот «чтобы паруса ловили ветер» - это ошибка. Посмотрел внимательнее литературу, пишут о том, что «парус двигает яхту». В разделах где обсуждают физику, говорят о силе тяги, парус ~ двигатель. Вроде очевидно, но как-то проскочило мимо внимания.
 
Update 2. Кусочек обсуждения заметки в чате курса по системному мышлению (https://t.me/systemsthinking_course). Пояснение того, зачем выделять системные уровни.
Когда общаешься с профи, то профи легко переходит между уровнями. В одной фразе может перейти с самого верхнего до самого нижнего. Например: «Идем воон туда (уровень маршрута), потрави стаксель-шкот (ослабь натяжение веревки, которая регулирует положение переднего паруса, это уровень такелажа)». Для профи связь очевидна, для новичка нет.
Более попсовый пример такой: вы приезжаете в авторемонт и говорите: «Чет машина стала медленно ускорятся». А ремонтник вам такой: «Так это надо муфту поменять». А почему так, поди разберись.
Системные уровни позволяют эти связи отследить. В примере с яхтой будет так:
1. Уровень маршрута - меняем конечную точку.
2. Уровень маневра - меняем курс, уваливаемся (меняется угол между направлением движения яхты и ветра)
3. Уровень вооружения - для этого маневра нужно изменить угол атаки паруса (угол между парусом и курсом яхты)
4. Уровень такелажа - чтобы изменить угол атаки паруса нужно потравить стаксель шкот (ослабить натяжение веревки, которая регулирует положение паруса),

Антон, отличный пост! А сколько времени ты занимаешься яхтинг, сколько в сумме инвестировал времени и какая у тебя сейчас квалификация?
Есть ли данные от инструкторов сколько времени тратят другие ученики, чтобы добиться такой же квалификации? 
Какие ты ставил для себя задачи, когда начал инвестировать время в яхтинг? 

Спасибо. 

Занимаюсь 1.5 месяца по выходным в спортфлот, на яхте класса SB20. ~12 часов ушло на курс матроса, еще ~ 24 часов на курс рулевого. Плюс пара гонок и дополнительных тренировок.

Квалификация, как матроса - новичек/любитель. В веревках не путаюсь, что делать с парусами при выполнении маневров знаю. Тонкую настройку парусов сделать не смогу, пока не разобрался.
Как рулевого - новичек, умею маневрировать, швартоваться. В гонках ни разу не рулил.

Хотелось заняться командным видом спорта и чтоб на природе)