Inception

Начинаю.

Социальное давление. Познакомился с этим термином из лекций Курпатова А.В. Социальное давление - это условия, в которых ты находишься, будучи членом общества (группы, команды, стаи). Это социальное давление понимаешь не "мозгами", ты его чувствуешь. Оно заставляет собраться, вызывает тревогу, страх. Вынуждает оправиться, провести ревизию себя, своих дел, своего положения. Социальное давление, как только дает о себе знать, буквально встраивает тебя в структуру, подобно атому в кристаллическую решетку. Проявляются силы притяжения и отталкивания, навязывается твоя роль ...

Поставил ms teams и увидел чеклист. Почувствовал страх. Понял, что по каждому пункту придется совершать действия, публиковать результаты, а значит быть оцениваемым ... Совершенно очевидно, что тебя будут исправлять, а значит пойму, что не умею делать даже "простые" вещи. Это не приятно. Может быть учеником - это и есть в том числе готовность получать замечания возможно от людей, которые для тебя не авторитеты? Это готовность признать, что ты не знаешь/ не умеешь в областях, которые уже для тебя вроде как пройденный этап?

Начинаю. Социальное давление мне в помощь.

Хороший пост. Посмотрели правде в глаза. Все боятся сесть в лужу. И даже большие авторитеты. Поэтому первая стадия - просто делать то, что можешь по роли, а дальше будь, что будет))). В любом фундаментальном обучении человек с пер­во­го же дня стал­ки­вается не про­сто со слож­ны­ми за­да­ча­ми, а с це­лы­ми об­ла­стя­ми зна­ний, о су­ще­ство­ва­нии ко­то­рых даже не догадывался или может не понимал зачем они нужны лично ему. Сна­ча­ла бывает сту­пор, а по­том через работу по роли, со­вер­шая разные оши­бки, все-таки справитесь с курсом и при­об­ре­тете важное мастерство, ко­то­рый ста­нет при­выч­ным ин­стру­мен­том собранности и ролевого мастерства.

Максим, так интересно читать про чужой опыт обучения и сравнивать со своим - спасибо, что поделились! У меня чек-лист вызвал скорее азарт, желание поскорее вычеркнуть все пункты. А вот перед тренингом было неприятное немного ожидание внешней оценки.
Ксатати, тут в книге “How to take smart notes” встретила замечание по поводу оценки во время обучения. Автор пишет, что обратная связь в обучении - обязательный элемент, но это не только про оценку внешнюю, от преподавателя и однокурсников, но и про внутреннюю работу. Когда мы пересказываем текст себе, делаем заметку с идеями о прочитанном - это тоже обратная связь.

Максим, спасибо большое за пост!
Оценка в первую очередь нужна для вас: чтобы вы поняли, что и где не усвоено, и могли как можно раньше получить обратную связь и скорректировать возможную ошибку мышления как можно раньше.
К сожалению, школа за годы учебы прививает нам боязнь ошибки: оценка в школе становится наказанием, а не тем, чем она должна быть изначально – индикатором наличия проблемы и сигналом, что на ту область, где проблема, нужно обратить внимание. Думаю, еще напишу пост на эту тему, поскольку эффекты от специфически построенной школьной системы образования хоть и неявные, но выходят далеко за пределы школы и влияют на то, как мы принимаем решения.