Техника Коллинза: стратегия ежа

Джим Коллинз в материалах своего сайта для книжки по корпоративной стратегии «От хорошего к великому» предложил вариант нахождения своего «призвания» (иногда сегодня это называют японским словом «икигай» — то, для чего вы просыпаетесь утром и вытаскиваете себя из постели).

При этом он неявно исходил из того, что в своей книжке назвал архистратегией (архистратегия — общий тип стратегии) ежа. Ёж использует один и тот же приём: чуть что, он сворачивается в клубочек и выставляет миру свои иголки. Одно и то же — каждый раз. И это ежа почти каждый раз спасает, стратегия оказывается эффективна.

Поэтому Коллинз предлагает в личном стратегировании найти эту стратегию ежа, найти своё главное преимущество, главное дело жизни. И дальше развивать это преимущество, сделать это своей профессией.

Он предлагает написать на трех разных листах бумаги списки деятельностей, которые а) вы делаете страстно, б) которые вы делаете лучше всех, в) за которые вы могли бы получать оплату. После чего отдайте эти листки вашим друзьям, чтобы не вы, а они обобщили то, что объединяет эти списки. Друзьям — ибо у вас самих глаз замылен, и вы можете не заметить общее между пунктами в этих списках.

Но поскольку мы живём во время перемен перемен (меняется уже способ, которым проходят сами перемены), стратегия ежа перестаёт срабатывать. Все пункты закрываются туманом будущего. Меняется то, к чему у нас страсть (мы ещё не знаем, от чего будем без ума через пару месяцев, оно просто ещё не открыто), меняется то, к чему талант (мы тоже можем не знать об этой деятельности, но завтра выяснится, что у нас к ней талант!), а уж за что платят — так это и так очевидно, что существенно меняется каждые несколько лет.

Всё покрыто облачками тумана будущего, и поэтому приходится прибегать к другой архистратегии — архистратегии лисы. Лиса (недаром она считается «хитрой») каждый раз делает что-то новое: то хвостом помашет, то засаду устроит, то тявкать начнёт, то побежит со всех ног, и всё это в зависмости от обстоятельств. Лиса тоже добивается успеха во многих случаях, но в совсем новых обстоятельствах у неё появляется шанс — этого шанса уже нет у ежа. Его преимущество пропадает с изменением обстоятельств.

Туман будущего не позволяет поставить какую-то цель, и дальше использовать стратегию ежа: быть меднолобым упёртым фанатиком, делающим одно и тоже независимо от стремительно меняющихся обстоятельств. А если цель хорошо видна, то она уже не в будущем и не может считаться мечтой. Это просто очередной шаг в жизни, и нужно как лисе, что-то придумывать новое.

Что же делать? Стыдно ведь не иметь какой-то цели в жизни?! Ежу легче рассказывать о себе, ему не нужно думать: у него стратегический день сурка. А как жить, когда тебя с детства учат, что в плане мечты ты должен устроить себе этот день сурка, но обстоятельства жизни меняются с такой скоростью, что даже не успеваешь что-либо помечтать?

Новости по поводу книги/текста появляются в блоге автора, https://t.me/ailev_blog, предложения и замечания присылать автору по адресу ailev@asmp.msk.su

Источник: новая книга А.Левенчука "Образование для образованных 2020".