Бадмаев Б.ц. Психология и методика ускоренного обучения

Прочитал книгу Бадмаева про методику быстрого обучения. Возможно получится применить эти идеи для системфита. В записи краткий пересказ, о чем рассказано в книге.


В книжке рассказано как быстро обучать людей различной деятельности. Методика основана на исследованиях, начатых психологом Гальперином П.Я. и его теории поэтапного формирования умственных действий. В этой области было проведено множество исследований и по факту было ускорение обучению людей в самых разных областях деятельности. В книжке приводятся примеры обучения печатанию на клавиатуре, меткой стрельбе из пистолета, использованию правовых знаний, работе на радиолокационных станций и прочее. Во многих областях наблюдался существенный рост скорости обучения, вплоть до 2 порядков. Книга довольно старая, 1995 год, тем не менее идеи интересные и стоят того, чтобы их использовать и в 2020.

Основная идея состоит в том, что через деятельность усвоение знаний идет лучше. Сответственно методика предполагает, что сразу идет деятельность, а дальше через эту деятельность происходит усвоение знаний. Такое усвоение знаний противопоставляется классическому получению знаний через «теорию»  и «практику». 

Обучение организуется определенным образом. Два ключевых момента: обучение сразу всему действию во всей полносте и безошибочность действия. Обучение всему действию делается, чтобы мозг не заучивал упрощенные паттерны с последующим переучиванием. Необходимость безошибочности аргументируется тем, что если нет угрозы ошибки, то обучение происходит гораздо быстрее. В этом ключевая идея методики ускоренного обучения. Для того, чтобы организовать эту самую безошибочность используются разные приемы:  - методички направляющие ход мыслей и действий  - проговаривание вслух того, что делается  - различные вспомогательные приемы, позволяющие еще как-то направить действия.

Если получилось сделать деятельность безошибочной, то вопрос ускорения и убирания вспомогательных штук решается очень быстро. В книге приведено множество примеров. Вот пример, как это организовано в ускорении обучению печати.

Используется специальная картонка с прорезями  для ограничения движения пальцев только в нужных областях. Используется табличка с буквами и указанием как именно надо двигать пальцами, например  «Г - правый указательный вверх». Обучающемуся предписывается проговаривать вслух эти действия. 

Если методика обучения деятельности сформирована, то обучать/обучаться этой деятельности довольно легко. А вот создать конкретную методику задача прям непростая, требующая как хорошего знания самой предметной области, так и понимания как работает ускоренное обучение. При ее создании нужно суметь охватить весь объем знаний-действий и суметь создать такие вспомогательные механизмы, благодаря которым получится выполнять весь объем действий безошибочно.

Впервые опубликовано в телеграм-канале Ходить на руках 2020 edition

1 лайк

Айрат, большое спасибо, что поделились информацией о книге, очень заинтересовали! Благодаря вашему посту поняла, что также буду её читать.