Основы психопрактик

Существует много разных "картин мира"– теорий, которые описывают человека с разных точек зрения (viewpoints). Например, анатомия изучает строение человека, физика описывает, что происходит с телом в процессе движения, когнитивистика разбирается, как устроен человеческий мозг и какие процессы происходят в нем в ходе мышления. Психология же концентрируется главным образом на изучении внутренних переживаний и беспроблемном общении с окружающими.

Главной задачей психологии мы в ШСМ считаем умение "быть собранным" (self-collected). Self-collectedness включает в себя следующие умения:

  • вставать в роль, чтобы придерживаться расписания и реализовывать выбранные возможности,
  • удерживать себя в роли и внимание в роли (и к роли)
  • отличать себя от роли, не вживаться в нее
  • понятно объяснять другим свои ролевые интересы
  • быстро учиться новым ролям
  • иметь эмоциональную стабильность
  • совмещать рабочую и личную жизнь
  • брать ответственность за выбор целей и их достижение
  • включить компьютерную поддержку (гаджеты) в свой внешний экзокортекс.

Причем собранность должна проявляться на разных временных промежутках:

  • в моменте действия и мышления (сейчас),
  • при удержании внимания в рассуждении/на задаче (десятки минут/ часы)
  • при удержании внимания на инсталлируемом навыке/постановке привычки (дни-месяцы-несколько лет)
  • при управлении лонгитюдными состояниями, постановке целей и стратегировании в целом (несколько лет – десятки лет).

Подробнее о временных промежутках можно узнать в посте "Жизненный цикл практика: медленно вниз по системным уровням, а потом резко вверх" в блоге А. Левенчука.

Для постановки и тренировки self-collectedness необходимо владеть психопрактиками, которые помогают удерживать внимание на том, что важно, и справляться с внутренними переживаниями. Но кроме владения конкретными прикладными психопрактиками необходим и психопрактический кругозор. Психопрактический кругозор позволяет разобраться, какие существующие психопрактики в каких случаях применять, быстро осваивать неизученные психопрактики, а при столкновении с новыми психопрактиками определять, какие психологические viewpoints они рассматривают и как могут помочь вам лично.

К сожалению, в данный момент классическая психология не предлагает никакого классификатора психологических теорий, а только их типологию – перечисление существующих и существовавших теорий без какого-либо разложения их "по полочкам" для дальнейшего выбора конкретных практик и работы с ними. Поэтому в Школе в данный момент я занимаюсь созданием курса "Системной психопрактики", который позволит студентам получать тот самый психопрактический кругозор.

В рамках подготовительного курса "Введение в системное мышление" мы преподаем отдельные практики, которые позволяют хорошо исполнить роль ученика и получить первичные компетенции, необходимые для быстрого освоения кругозорных, интеллектуальных и прикладных компетенций (мастерства). Список первичных компетенций, которые ставятся на курсе:

  1. Составление плана обучения и расписание
  2. Помодоро (управление вниманием)
  3. Систематическое медленное чтение (метакогнитивное чтение, заметки/конспект)
  4. Мышление проговариванием/устным рассуждением
  5. Мышление письмом (включая публичные посты)
  6. Выделение ролей
  7. Планирование расписания по ролям
  8. Работа с привычками: соцсети, поиск и отбор информации для кругозора
  9. Самонаблюдение и волевое действие
  10. "Внешнее окружение или среда" и практика размышления
  11. Связь (психологических) потребностей – ролей – систем – времени
  12. Исследования как фронтир науки по личным интересам
  13. Работа с возможностями
  14. Чеклисты
  15. "Замечать этические вопросы"
  16. "Когда тебе есть, что терять" и взятие обязательств
  17. Трудные диалоги
  18. Личные финансы

Освоение практик занимает в среднем несколько месяцев, в ходе которых студент тренируется применять практики к своей личной и рабочей жизни, получает некоторую беглость в их применении. Регулярное применение практик позволит студенту легче справляться с установкой новой "прошивки" интеллекта и изучением системного мышления, а также его применением к собственной жизни (и получением результатов – изучение системного мышления ради процесса изучения бессмысленно).

Анна Лубенченко, преподаватель курса "Введение в системное мышление"

Анна, я в курсе СисМыш смотрел на фразу “мы должны видеть действующих лиц и перестать видеть исполнителей ролей” и вспомнил нюанс, много раз мной прожитый на внутренних встречах к коллегами.

Я в какой-то роли пытаюсь говорить с “генеральным директором”, и даже вроде бы исполнитель ведёт себя как генеральный директор. Но стоит сказать пару неловких фраз, как у человека срабатывает “психическая аллергия” (термин взял у Артёма Овечкина, который делает сервис психопрактик Congru.ru), и он вываливается в роль “обиженного/рассерженного/недолюбленного ребенка”, хотя ему кажется, что он все еще в роли ГД; две роли как-бы переплетаются, и вроде бы обладающий мастерством исполнитель временно проваливается в квалификационную яму.

И вот тут требуется нехилый навык, чтобы вернуть его оттуда - определить, какая же у этого ребенка потребность/предпочтение и как ее удовлетворить. Или просто “отпустить” ситуацию, закончив проблемное обсуждение. Наверное, это что-то из области ННО, обсуждаемого в курсе онтологики, но проблема в том, что порой ты совершенно не предполагаешь, как твои безобидные вроде слова будут интерпретированы “на той стороне”. Ну то есть надо быть супер-мастером ННО, чтобы ни разу не ввалиться в конфликт.

Будет здорово, если в разрабатываемом курсе будет в том числе кусок по “выводу из штопора” и себя, и визави.

Юрий, спасибо большое за содержательный комментарий!
В курсе по психопрактикам будем больше давать материала по тому, как разобраться с собой.
Как помочь другому человеку вернуться из своих травм/ неудовлетворенностей в роль – это практики лидерства, и, к счастью, такой курс в ШСМ активно разрабатывается (и, к счастью, это делаю не я – я просто разорвусь на много мелких Ань иначе)). Там будет и кусочек психопрактик, и значительный кусок коммуникаций, потому что именно исполнитель роли лидера уговаривает других людей встать в роли. Думаю, после него станет значительно проще и понятнее договариваться)