Окружение человека

Победившая гуманистическая точка зрения закрепила в массовом сознании лестное для каждого самомнение об «уникальной личности», о «богатом внутреннем мире», с которым нужно считаться. Однако, одна из проблем понимания гуманистических тезисов — это поиск в себе решений или задавание себе вопросов, ответы на которые по определению не могут находиться «внутри человека». Чтобы нейронная сетка могла дать адекватный ответ, она должна быть соответствующим образом настроена или обучена. Глупо спрашивать у детсадовца о пользе религии, а у школьника про реформу налоговой системы. Человек приходит в этот мир как tabula rasa (с лат.—«Чистая доска»), поэтому чтобы «слушать себя» и чего-то «раскрывать в себе», кроме животных инстинктов, необходимо предварительно что-то вложить в себя. И чем сложнее вопрос, тем больше необходимо вкладывать. Маленький ребенок всегда будет хотеть сладкую еду, похвалу и развлечение. Плохо, когда с возрастом интересы не сильно меняются. «Не знаю, чего хочу», скука или депрессия, вечный «поиск себя» — это с большой вероятностью результат недостаточного потребления качественной информации, которая расширяет кругозор и способствует формированию новых мыслей и идей. Широта и масштаб интересов определяет калибр личности. Одни не знают, чего хотят и убивают время, а другие имеют планетарные идеи, им не хватает времени. Вряд ли такое катастрофическое различие между двумя особями зависит от генов.

Формирование личности происходит в течение всей жизни и существенным образом на это влияет социальная среда, которая в том числе запускает заложенные природой программы. Мы говорили, что человек-деятель меняет мир, создавая системы. Но с другой стороны, окружающий мир или социальная среда непосредственным образом участвует в развитии личности человека: задает его интересы и кругозор, формирует "картины мира" и мастерство.

Социальная среда дает возможности человеку жить интересной жизнью, получая радости и развивая мастерство. Человек может использовать позитивное влияние социальной среды на свое развитие и устранять ее негативные влияния, или же может плыть по течению, следуя догмам и социальным стереотипам. Догмы, мифология и стереотипы сыграли положительную историческую роль, внося какой бы то ни было смысл жизни и вселяя в людей психическое спокойствие относительно хаоса реальности, как им кажется. Но отрицательные последствия ненаучных картин мира заключаются в том, что они построены на безоговорочной вере, не требующей проверки и научного анализа, или на упрощении, что легко в освоении и последующему подражанию. Догмы и стереотипы, успокаивая сознание, при этом имеют плохую предсказательную силу о действительности, хотя имеют силу власти над неокрепшими умами.

Социальная среда — это культура и страна, круг общения, образовательная среда и т.п. Реклама, ТВ, соцсети, родители и друзья, учителя и коллеги - все они участвуют в формировании личности человека. Джунгли, средневековый город, российская глубинка или европейский мегаполис создадут совершенно разных людей. Со своими интересами, картинами мира (взглядом на мир), мастерством, потребностями и желаниями (неудовлетворенностями) и т.п. Знания цивилизации приходят к человеку из социальной среды. Человек потребляет эти знания осознанным и неосознанным образом. Осознанное потребление знаний связано преимущественно с обучением, хотя обучение тоже может быть и неосознанным. Об этом поговорим в следующих в следующих разделах. А здесь обсудим незаметное для человека воздействие социальной среды.

Окружающая человека среда формирует личность настолько, что собственные интересы от навязанных отделить практически невозможно. К примеру, человек может выписать свои интересы или потребности, но он вряд ли сможет справиться с заданием разделить "истинные" его интересы/потребности от тех, что пришли из социальной среды. Счастья, любви, общения, безопасности желает каждый человек, и это заложено природой. Но человек не рождается с интересом к космосу, математике или к поэзии. У него может быть предрасположенность и природные способности, но интересы проявляются или усиливаются социальной средой. Нам важно понимать, как совладать со своей биологической природой и как социальная среда формирует наши интересы, чтобы, удовлетворяя их одновременно менять мир к лучшему. 

Культура и социальная среда, в целом, призваны защитить человека от излишнего многообразия мира, она помогает сузить внимание человека до общественных норм и ограничивает возможности, чтобы не вносить хаос в сознание человека. Например, маркетологи заметили, что большой выбор товара негативно влияет на решение о покупке по сравнению с ассортиментом в несколько ходовых моделей. Культура определяет варианты жизненных стратегий, говорит что хорошо и что плохо, к чему должен стремиться человек и какими методами пользоваться. Придумываются такие метафоры как «социальный лифт» или «рай после смерти». В окружающей человека среде за его внимание конкурируют поставщики разных культурных норм. Человек может попадать в чьи умело расставленные сети посредством завладения вниманием или же осознанно выбирать нужное из социальной среды и более того, настраивать свое социальное окружение     

Последние исследования о работе мозга кое-что говорят об отсутствии у человека "свободы выбора". Человек, конечно, делает выбор самостоятельно, но этот выбор обусловлен теми "картинами мира", которые заложены ранее в мозг человека. С биологической точки зрения в голове по нейронной сетке проходит определенный импульс и человек решает выбрать определенную зубную пасту. Если он специально не включит медленное мышление, то сработает автоматическое быстрое мышление, которое сделает предопределенный выбор. Этот выбор будет, скорее всего, связан с имеющимся опытом, но сам этот опыт был получен исходя из той информации о зубных пастах, которая ранее попала в мозг человеку. И не последнюю роль в загрузке данной информации сыграла реклама.

Достижения нейронаук стали массово использоваться в маркетинге, пропаганде и других сферах жизнедеятельности. Уберечься от того, чтобы кто-то не заложил в вашу голову свою модель мира довольно сложно. Особенно, если не знать об этом. Мозг постоянно потребляет информацию и человек не может постоянно думать о том куда направить внимание. Для этого нужно задействовать затратное медленное мышление. На это рассчитаны уловки поставщиков контента, которые завладевают вниманием человека. А далее, согласно теориям нейромаркетинга, дело за малым - провести "пойманного" потребителя по стадиям жизненного цикла (например, AIDAS - внимание, интерес, желание, действие, удовлетворение) до нужно им активного действия в виде покупки, отданного голоса, уделенного времени и т.п. Для этого в мозг потребителя закладываются определенные картины мира. 

Сложно уберечься от влияния социальной среды, ведь для этого нужно всегда находиться во внимании, что невозможно. Человек может осознанно формировать свою социальную среду, которая будет оказывать положительное влияние на кругозор, мастерство и упорядоченность сознания. Для этого необходимо всего лишь пересмотреть круг источников информации и/или выработать тактику взаимодействия с ними. Например, перестать залипать на ТВ и соцсети или влиться в сообщество, ставящих этические цели, выработать внутреннюю устойчивость к стрессам на работе за счет психопрактик и управления сознанием. Таким образом, главные вопросы социальной среды для человека — это качество потребляемой информации и управление вниманием. Как мы уже знаем качественная информация — это хорошие картины мира, которые имеют большую вероятность предсказания. Эти теории мы может получить за счет осознанного расширения кругозора и обучения практикам.

Источник: черновик онлайн курса «Введение в системное мышление».